Архитектор, художник, дизайнер: биография Ле Корбюзье

Архитектор, художник, дизайнер: биография Ле Корбюзье

Шарль Эдуар-Жаннере родился осенью 1887 года в маленьком промышленном городке Ла-Шо-де-Фон, в Швейцарии, около границы с Францией. Город был известен своей знаменитой часовой промышленностью. Его отец был часовым гравером и эмальером, а мать работала учительницей музыки. Они поощряли сына изучать декоративно-прикладное искусство в надежде, что он также станет гравером корпусов часов. Жаннере также часто совершал поездки со своим отцом в горы вокруг Ла-Шо-де-Фона, близко знакомясь с природой и окружающей средой.

Подписывайтесь на телеграм-канал Samoform:

Как и некоторые другие его коллеги-проектировщики, которые также стали выдающимися фигурами в истории современной архитектуры, Людвиг Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт и Вальтер Гропиус, Жаннере не получил формального архитектурного образования, но, как и Райт, он играл с блоками Фребеля в детстве. Он также часто посещал библиотеки, чтобы читать об архитектуре, делал наброски зданий и посещал музеи в рамках этого неформального обучения.

Раннее обучение и первые проекты в Ла-Шо-де-Фон

Жаннере поступил на продвинутый курс декоративного искусства в Художественной школе в Ла-Шо-де-Фон в 1904 году, хотя позже в 1951 году он сказал Би-би-си, что «я против школы… Я бросил школу в 13 лет, потому что школы были очень злыми в прошлом, они не были забавными». 

Курс декорирования там читал художник Шарль Л’Эплаттенье, который оказал сильное влияние на молодого человека, побудив его изучать архитектуру. В 1905 году в сотрудничестве с Шапалла и двумя другими учениками Жаннере, которому тогда было всего 18 лет, спроектировал свой первый дом, виллу Фалле, деревянное горное шале с крутой крышей и геометрическим рисунком для члена правления Художественной школы Луи Фалле.

вилла Фалле, 1905 год

В 1907 году Жаннере начал много путешествовать, впервые познакомившись с классической архитектурой во время визита в Италию. В последующие годы он побывал во многих европейских городах, в том числе в Париже, где с 1908 по 10 годы работал в мастерской архитектора Огюста Перре, пионера в использовании железобетона. Затем Жаннере переехал в Берлин, где с 1910 по 1911 год работал в офисе Петера Беренса, возможно, самого важного архитектора Германии того времени, чей великий турбинный завод AEG, одно из основополагающих ранних произведений современной архитектуры, приближался к завершению. 

Там Жаннере впервые встретил Гропиуса и Мис ван дер Роэ, оба из которых одновременно работали у Беренса. В 1911 году в Берлине было опубликовано «Портфолио Васмута» работ Фрэнка Ллойда Райта, и говорят, что в тот день, когда копия прибыла в офис Беренса, вся работа замерла. Позже стало известно, что Ле Корбюзье владел копией портфолио Васмута.

В том же году Жаннере отправился в путешествие по Восточной Европе, посетив Прагу, Будапешт, Бухарест, Афины, Стамбул и другие города, сделав обширные рисунки, которые заполнили около восьмидесяти альбомов для рисования. Позже они будут объединены в книгу «Путешествие на Восток» (1966). Вернувшись домой, Ле Корбюзье построил несколько домов, в том числе один для своих родителей, и начал преподавать архитектуру и дизайн интерьера.

Жаннере отправился в Кельн в 1914 году на выдающуюся выставку Deutscher Werkbund, организованную группой архитекторов, дизайнеров и промышленников, которые стремились интегрировать декоративное искусство с промышленностью. В экспозицию входило здание Model Factory, спроектированное Гропиусом и Адольфом Мейерами, которое представляло собой винтовую лестницу, заключенную в стеклянную стену со стальным каркасом.

Проект Dom-Ino, 1914 год

Вернувшись в Ла-Шо-де-Фон после начала Первой мировой войны, Жаннере преподавал архитектуру и начал работать над собственными исследованиями железобетона; зимой 1914-1915 годов он разработал и подал заявку на патент на свою систему строительства дома «Дом-ино», которая состояла из плитных перекрытий из бетона, слегка приподнятых над уровнем земли и поддерживаемых тонкими армированными столбами, отставленными от краев, так что чтобы освободить весь фасад и внутреннее пространство. 

вилла Швоб

Это был первый шаг к новой теории современной архитектуры Ле Корбюзье. Он сразу же использовал бетон для конструкции своего следующего заказа, виллы Швоб (1916 г.), которая оказалась последней из его работ в Ла-Шо-де-Фон. Несмотря на огромный бюджет, Жаннере ожесточенно боролся со своим клиентом и в 1917 году переехал в Париж.

Движение Пуризм в 1918-20 годах

По прибытии в Париж Жаннере открыл студию на улице Бельзенс, 20. В следующем году он познакомился с художниками-кубистами Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Хуаном Грисом, а также с Амеде Озенфан  Вместе с Озенфантом он разовьет движение в живописи под названием Пуризм, которое, несомненно, получило свое название от чистоты геометрических форм объектов, изображенных в их (в основном) натюрмортах. В 1918 году два художника вместе выставили свои картины в галерее Томаса в Париже в сопровождении манифеста Après le Cubisme ( «После кубизма »), критикующего как кубизм, так и футуризм.

Натюрморт со стопкой тарелок, 1920 год

Пуризм еще больше усилился в 1920 году с запуском их журнала L’Esprit Nouveau , в первом номере которого Жаннере взял свой профессиональный псевдоним Le Corbusier, вероятно, полученный от его деда по материнской линии, Лекорбезье. Он ничего не построил между 1918 и 1922 годами, в это время он в значительной степени сосредоточился на своей живописи и опубликовал свои идеи об искусстве и архитектуре в L’Esprit Nouveau . 

Ле Корбюзье давно нуждались в очках, и к 1918 году он почти ослеп на один глаз; в результате он иногда шутил, что его очки, круглая роговая оправа которая стала почти товарным знаком. Постепенно после 1920 года Ле Корбюзье позволил своей живописи в значительной степени отойти на задний план в своей архитектурной практике, хотя он никогда полностью не отказывался от этой среды.

Создание современной архитектуры в период 1920-30

Чистые формы объектов, изображенных на картинах Ле Корбюзье, перекликались с теми, которые он видел в промышленных сооружениях Европы и Северной Америке, особенно в массивных силосах для зерна на Великих равнинах, которые для него были символом нового, эффективного, современного, и промышленно развитого мира, что частично продемонстрировала Первая мировая война с разрушительной ясностью. В отличие от других, которые боялись продвижения современных материалов и технологий, Ле Корбюзье воспринял их как средство для создания нового, гуманного мира. 

Он надеялся, что промышленники во Франции воспользуются шансом в послевоенный период использовать архитектуру для изменения общества. Беря пример с политических революций, сотрясавших тогда Европу после войны, Ле Корбюзье лихо заявил, что перед обществом стоит выбор между «Архитектура или революция. Революции можно избежать».

В 1922 году Ле Корбюзье сформировал архитектурное партнерство со своим двоюродным братом Пьером Жаннере, которое продлилось до 1940 года. Одним из их первых проектов была новая студия для Озенфана в Париже, которая продемонстрировала приверженность Ле Корбюзье новой индустриальной эстетике с использованием больших стеклянных пространств в железобетонной конструкции, поднятую на точечных опорах, называемых пилотами , подобных тем, которые можно увидеть в системе домов Дом-ино. На крыше использовалась пилообразная конфигурация мансардных окон, очень похожая на промышленные здания, как бы указывая на то, что студия была фабрикой искусства.

вилла Savoye, 1928 год

В том же году он представил свой первый из многих городских проектов «Современный город для трех миллионов жителей» в Осеннем салоне. Это сетка шестидесятиэтажных, крестообразных, голых небоскребов из стекла и стали, окруженная паутиной шоссе и улиц, окруженная извивающимся малоэтажным комплексом многоквартирных домов, в парковой зеленой зоне. В центре среди небоскребов возвышался массивный многоуровневый транзитный узел с взлетно-посадочной полосой для самолетов на крыше.

 Одна известная история связана с дискуссией Ле Корбюзье с официальным лицом в Салоне, в которой он спросил, что означает термин «урбанизм». Чиновник ответил, что это относится к таким объектам, как скамейки в парке, фонарные столбы, светофоры и киоски. «Хорошо, — сказал Ле Корбюзье, — я спроектирую большой фонтан и построю за ним город на три миллиона человек».

Ле Корбюзье собрал и отредактировал несколько своих статей из L’Esprit Nouveau и опубликовал их в виде книги в 1923 году под названием Vers une Architecture ( «К архитектуре » ). В тексте излагаются принципы современной архитектуры Ле Корбюзье, основные принципы того, что впоследствии станет так называемым интернациональным стилем и которые Ле Корбюзье назвал пятью пунктами новой архитектуры.

Основой Five Points было использование pilotis , что позволило реализовать вторую точку, свободный план, за счет максимальной гибкости площади пола; а также третий пункт — свободный фасад, так как точечные опоры означали отсутствие необходимости в несущих наружных стенах. Ле Корбюзье предпочитал стирать границу между экстерьером и интерьером, поэтому четвертый пункт его системы подчеркивал использование ленточных окон (или навесной стены), а чтобы подчеркнуть связь здания с природой, терраса на крыше составляла пятый пункт. Хотя он намеревался применить эту систему к зданиям любого масштаба, лучшие ее иллюстрации можно увидеть в многочисленных загородных виллах, которые он построил вокруг Парижа в 1920-х годах.

В 1925 году Ле Корбюзье представил эти концепции для широкой публики в своем собственном павильоне Esprit Nouveau на Всемирной выставке Exposition International des Arts Décoratifs et Industriels Modernes в Париже, которая в конечном итоге дала нам термин ар-деко. Ле Корбюзье четко определил свою архитектуру, которую он считал социально преобразующей, в отличие от коммерциализированного, упакованного стиля остальной части ярмарки, который он считал ярким, обновленным классицизмом. 

Павильон Esprit Nouveau

Его павильон, который был застрахован автопроизводителем Voisin, был включен в адаптацию для Парижа его «Современного города для трех миллионов жителей » 1922 года под названием «План Вуазен». Павильон вызвал гнев чиновников, пытавшихся его отгородить; только обращение Ле Корбюзье к министру изящных искусств позволило его открыть.

Международная карьера в период 1927-45 года

К концу 1920-х годов за Ле Корбюзье закрепился статус одного из основоположников новой архитектуры. В 1927 году Vers une Architecture была переведена на английский язык (хотя и как «На пути к новой архитектуре »), и в том же году он представил некоторые из своих жилищных проектов на Weissenhofseidlung, жилищной выставке в Штутгарте, Германия, которая во многом представляла собой вечеринку в интернациональном стиле.

В следующем, 1928 году, он помог основать Международные конгрессы современной архитектуры, организацию в основном европейских архитекторов, созданную с целью формализации и распространения принципов современной архитектуры. Среди его членов были Пьер Жаннере, Пьер Шаро, Геррит Ритвельд, Вальтер Гропиус и Альвар Аалто. Ле Корбюзье оставался влиятельным членом на протяжении большей части ранней истории группы, хотя он покинул организацию в 1955 году, за четыре года до ее роспуска.

Ле Корбюзье начал путешествовать, так как его услуги были востребованы на международном уровне. В 1929 году он посетил Южную Америку, читая лекции в Бразилии, Аргентине и Уругвае; на океанском лайнере по пути он встретил танцовщицу и певицу Жозефину Бейкер, сделав для нее обнаженную зарисовку. Он посетил Советский Союз и выиграл контракт на строительство правительственного здания под названием Центросоюз в Москве (1933 г.), которое оказалось его единственным зданием в СССР (хотя он также выступал в качестве консультанта советских проектов городского планирования в начале 1930-х гг.. В 1930 году он также стал гражданином Франции и женился на Ивонне Галлис, модели из Монако, с которой познакомился в 1922 году.

Центросоюз в Москве

В 1935 году Ле Корбюзье был приглашен обратно в Бразилию по настоянию Лусио Косты, поклонника, которому вместе с командой архитекторов было поручено спроектировать новое Министерство образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Дизайн Ле Корбюзье поднял его Five Points буквально на новую высоту, когда он возглавил команду дизайнеров для создания небоскреба на пилотах , чей массивный фасад с навесной стеной был сочленен внешними тентами (солнцезащитные шторы) из-за жаркого тропического климата. 

Он разработал новые, фантастические городские планы Рио-де-Жанейро и других городов Южной Америки, с эскизами, иллюстрирующими многоэтажный блок бетонного многоквартирного дома, извивающийся, непрерывный, на многие мили вдоль склонов холмов и увенчанный скоростной автомагистралью.

Шезлонг для расслабления LC4, 1928 год 

В 1930-е годы комиссионные Ле Корбюзье во Франции начали сокращаться из-за Великой депрессии. Он продолжал писать, оппортунистически надеясь, что его городские планы будут одобрены какой-нибудь государственной властью. Таким образом, его политика начала принимать опасный оборот. Ранее энтузиаст капитализма и крупных промышленников как главных двигателей цивилизации после войны, Ле Корбюзье заигрывал с коммунизмом, начиная с его визитов в СССР, и отказался от большей части своей поддержки капитализма после краха фондового рынка 1929 года.

Впав в немилость Сталина в начале 1930-х годов с принятием социалистического реализма в Советском Союзе, Ле Корбюзье начал дрейфовать в сторону фашизма. В своих градостроительных планах, начиная с публикации «Лучезарного города» в 1930 году, Ле Корбюзье описывал города, которые, как он представлял, управляются «архитектором-диктатором», и часто называл свои схемы «директором плана». Он принял приглашение Муссолини выступить с лекцией в Риме в 1934 году. Когда в 1940 году к власти во Франции пришел режим Виши, Ле Корбюзье предложил свои услуги пронацистскому правительству маршала Филиппа Петэна, наряду с грандиозными планами реконструкции Алжира, но получил отказ. Он отказался от надежд на сотрудничество в 1942 году, отметив свое разочарование простым «Прощай, дорогой дерьмовый Виши».

Возвращение к форме в 1945-52 годах

Во время последней части Второй мировой войны Ле Корбюзье, вынужденный писать и теоретизировать, создал Модулор, пропорциональную систему, основанную на золотом сечении и адаптированную к человеческой фигуре. Начиная с 1945 года все его проекты будут основываться на этой системе пропорций, и стандартизированная фигура — очертание мускулистого мужчины с поднятой над головой левой рукой — можно увидеть на большинстве его рисунков и часто отпечатывать на стенах или окна его культовых зданий. Остается удивительным, что его попытки сотрудничества не погубили окончательно его карьеру, учитывая то, насколько западные страны хотели стереть все следы фашизма после войны.

Часовня Нотр-Дам-дю-О, 1950-55 года

Ле Корбюзье отчаянно надеялся получить крупные заказы на послевоенную реконструкцию Франции, но вращающаяся дверь министров реконструкции в сочетании с его печально известной неспособностью ладить с клиентами (включая все население разрушенных городов) сорвали большинство этих планов. Его схемы реконструкции во многом были производными от урбанистических идей, которые он совершенствовал после публикации «Сияющего города» .

Приглашенный в команду архитекторов, которым было поручено строительство новой штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в 1945 году, Ле Корбюзье как известно, попытался захватить контроль над процессом планирования и заставить принять свой план вместо плана Оскара Нимейера. В качестве компромисса конечный продукт был наиболее близок к представленному проекту Нимейера, но отражал несколько модификаций как дань уважения интенсивному лоббированию Ле Корбюзье.

Именно во время этих переговоров Ле Корбюзье совершил свой первый визит в Соединенные Штаты. Как давний поклонник небоскребов, он произвел фурор, заявив по прибытии, что башни в Нью-Йорке слишком малы, думая, что они будут выше, и порекомендовал строить их дальше друг от друга. Он также, очевидно, сделал ошибочное предположение, что все жители атлантического побережья Соединенных Штатов могут говорить по-французски и что все, кто живет к западу от восточного побережья, настолько невзрачны, что носят перья в волосах.

В 1945 году Ле Корбюзье получил заказ на новый большой жилищный проект в Марселе, который он назвал Unité d’Habitation. Он надеялся, что с конца 1930-х годов этот дизайн станет стержнем для жилых домов в обширных городских планах. Они никогда не будут по-настоящему реализованы, хотя идея больших коммунальных жилых домов, полных отдельных квартир и расположенных в парковой среде, вдохновляла многих его учеников, таких как Лусио Коста и Оскар Нимейер, в их проектах для новой столицы Бразилиа.

Дом Unité d’Habitation

Unité также стал одним из главных источников вдохновения для государственного жилья в Соединенных Штатах, где такие многоквартирные дома стали символами некоторых из худших инициатив городского планирования, разработанных такими чиновниками, как Роберт Мозес. Unité в Марселе, первый из нескольких домов, построенных Ле Корбюзье в Европе в 1940-х и 1950-х годах, тем не менее, часто вызывал восхищение за его способность создавать сообщество жителей, с его корпусом дополнительных коммерческих и сервисных секторов: продуктовый магазин, начальная школа, детский сад, гостиница, прачечная самообслуживания, спортзал и терраса на крыше. Строительство Unité в Марселе было заложено 14 октября 1947 года, и было завершено ровно пять лет спустя в 1952 году.

Поздний период, 1953-65 года

В Unité d’habitation Ле Корбюзье проявлял любовь к эстетике грубого бетона, называемой béton brut , что в конечном итоге привело к появлению направления архитектуры под названием брутализм, наиболее заметный в 1970-х годах. Часто здания Ле Корбюзье позднего периода предлагали более сознательное почтение природе и откровенно обнажали первозданные материалы, такие как камень, в сочетании с бетоном. Это можно увидеть в скалистых стенах Maisons Jaoul, дуплекса частных домов, построенных в 1953 году в Нейи-сюр-Сен недалеко от Парижа.

Дуплекс Maisons Jaoul

Эта грубая эстетика легла в основу некоторых из самых скульптурных работ Ле Корбюзье, таких как часовня Нотр-Дам-дю-О недалеко от Роншана в горах Вогезы на востоке Франции, построенная в 1950-55 гг. Чьи наклонные стены и изогнутая крыша контуры по-разному сравнивали с парусами корабля или капюшоном монахини. Хотя Ле Корбюзье был атеистом, он давно понял духовное воздействие архитектуры. 

В Vers Un Architecture, он знаменито заявил: «Вы используете камень, дерево и бетон, и из этих материалов вы строите дома и дворцы. «Это красиво». Это Архитектура. Вступает в искусство». За последние пятнадцать лет своей жизни Ле Корбюзье получил два других важных религиозных поручения: монастырь Сент-Мари де ла Туретт (1953-60) и церковь в Фирмини-Верт (1960-2006).

монастырь Сент-Мари де ла Туретт

Вместе со своим помощником Яннисом Ксенакисом Ле Корбюзье также новаторски применил бетон в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе, где в их проекте для павильона Philips был представлен набор сборных железобетонных панелей, свисающих со стальных столбов в форме пересекающихся гипербол, что придавало ему вид брезентовой палатки, несмотря на свою прочность.

В 1951 году Ле Корбюзье получил заказ на проектирование новой столицы северо-западной провинции Индии Чандигарха, которую пришлось создавать с чистого листа из-за территориальных разделов между Пакистаном и Индией, когда британцы покинули Южную Азию в 1947 году. Это работу как шанс показать западным державам, что они упустили, отказавшись от реализации его градостроительных планов за предыдущие тридцать лет. Следующие десять лет он будет занят интенсивной работой над проектом. Во время своего долгого пребывания в Индии Ле Корбюзье также воспитал новое поколение индийских архитекторов, в том числе Балкришну Доши.

Чандигарх олицетворяет уважение, которым пользовался Ле Корбюзье на последних этапах своей карьеры, которое сохраняется во многих кругах и по сей день. В 1997 году, например, он был изображен на банкноте в 10 швейцарских франков. Ле Корбюзье внезапно скончался 27 августа 1965 года от очевидного сердечного приступа во время купания в Средиземном море — вопреки предписанию врача — во время пребывания в своем деревенском домике, который он построил для себя в качестве летнего убежища в пляжном городке Рокбрюн-Кап-Мартен (1951-52) на юго-востоке Франции. Несмотря на то, что государство много раз отказывало ему в услугах, 1 сентября его похоронили во дворе Лувра с данью уважения Андре Мальро, давним министром культуры Франции.

Наследие Ле Корбюзье

Шестидесятилетняя карьера Ле Корбюзье преобразила города от Южной Америки до Индии. Он построил семьдесят пять зданий в дюжине стран и работал над более чем четырьмя сотнями архитектурных проектов. Он распространял свои идеи в своих почти сорока книгах и сотнях опубликованных эссе. Эта обширная практика, характеризующаяся «поэтической и часто провокационной интерпретацией технологий и ценностей нового века машин», как выразился историк архитектуры Кеннет Фрэмптон, сделала его одним из самых влиятельных и противоречивых художников 20-го века. Однако многие из идей Ле Корбюзье были слишком утопичны, чтобы их можно было реализовать на практике, особенно те, которые отражали его стремление к несколько жесткому контролю и порядку в обществе.

Архитектор, градостроитель, художник, дизайнер мебели, писатель, издатель, фотограф-любитель и режиссер, Ле Корбюзье представил нетрадиционные идеи, которые помогли сформировать современное общество. Как предположил Кеннет Фрэмптон, «ни один ученый не смог овладеть всеми разветвлениями» творчества Ле Корбюзье, не в последнюю очередь потому, что взгляды и интерпретации мира Ле Корбюзье и его взаимодействие с архитектурой часто менялись, и их по-прежнему трудно определить. Таким образом, его работы продолжают изучать, критиковать и переосмысливать сегодня, приобретая новые значения и влияя на грядущие поколения.

Источник: theartstory.org

Комментарии закрыты.