Архитектурный стиль Брутализм: концепция необработанного бетона

Архитектурный стиль Брутализм: концепция необработанного бетона

Брутализм был движением в архитектуре модерн, ответственным за некоторые из самых ярких строительных проектов двадцатого века. Проекты этого стиля оказались шокирующими и противоречивыми, отчасти из-за акцента на использование необработанного бетона для наружных поверхностей. Брутализм возник после Второй мировой войны, но был основан на идеях функционализма и монументальной простоты, которые определяли более ранний архитектурный модернизм, включая интернациональный стиль.

Брутализм стремился адаптировать прежние принципы к послевоенному миру, где городская реконструкция была настоятельной необходимостью. В этом смысле он был частично вдохновлен демократически-социалистическими представлениями об обществе, но также был движим авангардными архитекторами. Его так же помнят за «наплевательскую» дерзость их проектов, что касается их коммунитарного духа. В течение десятилетий после своего зенита, брутализм стал постепенно ослабевать, в основном из-за его использования в крупномасштабных проектах социального жилья, но в двадцать первом веке брутализм решительно вернулся в критическую и популярную моду.

Шарль-Эдуар Жаннере

Пионер современной архитектуры Шарль-Эдуар Жаннере, известный как Ле Корбюзье, был не только главным предшественником брутализма и оказал на него влияние, но и создал некоторые из его самых знаковых структур. Впервые он рассмотрел использование бетона, будучи студентом у Огюста Перре в Париже, затем в 1914 году он изучал технологию железобетона у инженера Макса Дюбуа. Как вспоминал Ле Корбюзье, «железобетон дал мне невероятные возможности, разнообразие и страстную пластичность…».  Идея заключалась, как он ее описал, в «сопоставляемой системе строительства в соответствии с бесконечным числом комбинаций планов».

Жилой комплекс Unité d’habitation (1952), Ле Корбюзье.

Его Unité d’habitation (1952), жилой комплекс во Франции, рассматривался как первый пример брутализма в городском планировании, а его Maisons Joule (1951-55) повлияли на подход движения к частным домам. Тем не менее, Ле Корбюзье не отождествлял себя с термином «брутализм» и был возмущен, когда его работа была описана как часть бруталистского движения. Как он писал, «béton brut» родился в жилом комплексе Марселя, где было восемьдесят подрядчиков и такая резня бетона, что невозможно было представить, как построить полезные отношения с помощью рендеринга. Я решил: оставить ‘brut’ [незавершенное] и назвал это ‘béton brut ‘. Англичане тут же подхватили и окрестили меня «Brutal».

Вилла Maisons Joule, Ле Корбюзье.

В 1949 году шведский ученый и босс фармацевтики Элис Гёт поручила Бенгту Эдману и Леннарту Холму построить для него частную резиденцию в Уппсале, Швеция. Вилла Göth состояла из двухэтажного прямоугольного блока, построенного из темного кирпича, с открытыми двутавровыми балками и несколькими полами и потолками из необработанного бетона демонстрирующими литые формы из бетона. Ганс Асплунд, ведущий шведский архитектор, использовал для характеристики здания термин «необрутализм» («новый брутализм»).

Вилла Göth (Ганс Асплунд)

Брутализм в Британии

По словам архитектурного фотографа Эрика де Маре, ряд британских архитекторов, посетивших виллу Гёт, в том числе Майкл Вентрис и Оливер Кокс, подхватили ярлык «новый брутализм» и представили его дома, где, как писал де Маре, он «распространяется как лесной пожар». По этой причине брутализм до сих пор иногда называют новым брутализмом.

Одна из причин, по которой Великобритания и, в частности, работы Смитсонов, стали тесно ассоциироваться с брутализмом, заключается в сознательном принятии этого термина британскими архитекторами и критиками. В статье 1951 года писатель Рейнер Бэнем назвал брутализм «первым движением местного искусства в Великобритании», написав, что этот термин возник в результате пропаганды Ле Корбюзье «béton brut» («необработанный бетон») и Art Brut Жана Дюбюффе. Проводя различие между сторонниками зарождающегося стиля, Бэнем утверждал, что «необрутализм» подчеркивал стиль или эстетику, а не этику, подчеркиваемую новым брутализмом.

Элисон и Питер Смитсон

Два года спустя, в 1953 году, английский архитектор Элисон Смитсон использовала термин «брутализм» в архитектурном дизайне резиденции в Сохо, которая должна была быть «полностью открыта, без внутренней отделки, где это возможно». «Если бы это было построено, — отметила она, — это был бы первый образец нового брутализма в Англии». Брутализм настолько тесно стал ассоциироваться с работами Смитсонов, что архитектурный фотограф Жорж Кандилис утверждал, что брутализм на самом деле был неологизмом, созданным путем объединения сокращения имени Элисон Смитсон, «Эл», с прозвищем Питера Смитсона «Брут».

Элисон и Питер Смитсон познакомились, будучи студентами Даремского университета, где у них завязались личные и профессиональные отношения на всю жизнь. В 1949 году они выиграли архитектурный конкурс на свой проект для современной школы Ханстентона (1949-54) в Норфолке, позже считавшейся образцом бруталистского стиля. Действительно, эти двое быстро стали лидерами нового движения, получив известность благодаря сотрудничеству с художниками из Лондонского института современного искусства и в качестве членов Team 10, группы архитекторов, которые поддерживали новое видение городского планирования. 

Современная школа Ханстентона (Смитсон)

Смитсоны писали статьи, пропагандирующие использование незавершенного бетона, открытых строительных конструкций и недорогих готовых материалов для создания зданий, адаптированных к конкретным местам. Помещая бруталистское движение в исторический контекст, они ссылались на ранние работы Людвиг Мис ван дер Роэ, архитектура Фрэнка Ллойда Райта и традиционная японская архитектура, которые, как они писали, демонстрировали «уважение к миру природы и, следовательно, к материалам построенного мира». Их идеи основывались на экономических и социальных реалиях Британии после Второй мировой войны, которые потребовали крупномасштабной реконструкции во многих сильно разбомбленных городах. Они описали свой подход как «сделать дело и исправить».

Выставка «Параллель жизни и искусства»

Элисон и Питер Смитсон вместе с фотографом Найджелом Хендерсоном и художником Эдуардо Паолоцци организовали в 1953 году выставку «Параллель жизни и искусства» в Лондонском институте современного искусства. Согласно Hepworth-Wakefield, эта «новаторская выставка объединила ряд, казалось бы, разрозненных изображений и подчеркнула важность фотографии, массовых изображений, архитектуры и дизайна для авангардного искусства». В то время эти четыре художника были членами Independent Group, свободной ассоциации дизайнеров, архитекторов и художников, которые проводили собрания в Лондонском институте современного искусства с 1952 по 1955 год.

Друг Смитсонов Эдуардо Паолоцци также был в контакте с французским художником Жаном Дюбюффе, и Питер Смитсон отметил, что в основе брутализма лежит «материальность», берущая свое начало в Art Brut Дюбюффе. Дюбюффе ввел термин «ар-брют» для определения искусства, созданного за пределами устоявшегося мира искусства, в частности, художниками-самоучками, детьми и психически больными. Его собственные работы были известны своим часто шокирующим акцентом на грубой физической форме тела и использованием необработанных текстур и примитивных формальных подобий. 

Работа Жана Дюбюффе из серии «Corps de Dames» (1950-51)

Выставка «Параллель жизни и искусства» включала одну из работ Дюбюффе из серии «Дамский корпус » (1950–51), а также гравюры, фотографии, видео, архитектурные проекты и произведения искусства Ричарда Гамильтона, Уильям Тернбулл, Магда Корделл и Жан Дюбюффе. Позднее выставка была признана авторитетной иллюстрацией не только движения бруталистов, но и ранних тенденций зарождающегося движения британского поп-арта.

Группа архитекторов Team 10

Смитсоны вместе с архитекторами Жоржем Кандилисом, Яапом Бакема, Джанкарло Де Карло, Альдо ван Эйком и Шадрахом Вудсом были основными членами Team 10. Эта группа сформировалась в 1953 году на Международном конгрессе современной архитектуры, известном как CIAM. Группа описала себя как «небольшую семейную группу архитекторов, которые искали друг друга, потому что каждый нашел помощь других, необходимую для развития и понимания их собственной индивидуальной работы». 

Они выступали против акцента на трансплантируемый функционализм, который определил развитие модернистской архитектуры в начале двадцатого века, в пользу городского планирования, которое отражало ценности и образ жизни конкретных групп населения и создавало сообщества. Как писала Элисон Смитсон, «удлинение — это основная эмоциональная потребность. Его ассоциации простейшего порядка. Из «принадлежности» (идентичности) возникает обогащающее чувство соседства. Короткая узкая улица трущоб преуспевает там, где просторная перепланировка часто терпит неудачу».

Team 10, 1962 год

На собрании Team 10 в 1954 году Смитсоны написали «Манифест Дорна», выражающий их коллективную архитектурную этику: «бесполезно рассматривать дом, кроме как как часть сообщества», — говорится в манифесте. Это также включало в себя их чеканку знаменитой фразы «streets in the sky», означающей надземные пешеходные дорожки с доступом к многоэтажным квартирам, как средство создания ощущения общественной жизни в жилых домах с высокой плотностью населения. Команда 10 продолжала оказывать влияние в последующие десятилетия, как в появлении нового брутализма на международном уровне, так и в развитии структурализма, движения, основанного голландскими архитекторами Альдо ван Эйком и Джейкобом Бакема. Посещая каждое собрание, Бакема стал ведущей силой Team 10, и группа распалась в 1981 году после его смерти.

Рейнер Бэнем

С публикацией своего эссе «Новый брутализм» (1955) архитектурный критик и историк Рейнер Бэнем стал ведущим теоретиком и защитником бруталистского движения. Эссе определило исторический контекст брутализма, описав движение под влиянием béton brut Ле Корбюзье, Art Brut Жана Дюбюффе и «musique concrète» («конкретная музыка») французского музыканта Пьера Шеффера 1940-х годов. Взяв в качестве эпиграфа заявление Ле Корбюзье «L’architecture, c’est avec des Matières Brutes, établir des rapports emouvants» («Архитектура с сырьем устанавливает подвижные отношения»), в эссе подчеркивалось использование незавершенного бетона для создания смелых конструкций.

Бэнем определил ключевые принципы бруталистской архитектуры следующим образом: «1. Запоминаемость как изображение; 2. Четкое проявление структуры; и 3. Оценка материалов «как найдено». Он объяснил, что «запоминаемость как образ» означает, что «здание должно быть сразу воспринимаемым визуальным объектом, и что форма, улавливаемая глазом, должна подтверждаться опытом использования здания». В то же время его эссе вызывающе бросило вызов некоторым критикам движения, заявив, в отличие от этики сообщества некоторых из его сторонников, что «характеризует новый брутализм, так это именно его жестокость, его je-m’en -foutisme [‘безразличное отношение’], его кровожадность».

Эссе Бэнема определило школу в Ханстентоне (1954) как образец брутализма, а также включило Йельский центр искусств Луи Кана (1953) как выражение движения, хотя во многих отношениях последний был ближе к гладкому минимализму Международного стиля. Тем не менее, как выразился Бэнем, «оба демонстрируют свою базовую структуру, и оба стремятся демонстрировать свои материалы». Последующая книга Бэнема «Новый брутализм: этика или эстетика?» (1966) еще больше кодифицировал брутализм, опираясь на ряд недавних архитектурных проектов.

Концепции и стили

Улицы в небе

Концепция «улиц в небе» была архитектурной особенностью брутализма, которая стала популярной в 1960-х годах и включала использование надземных переходов, соединяющих приподнятые жилые дома, для создания ощущения соседства. Ранний пример их использования был в дизайне Смитсонов для Golden Lane Estate (1952), незастроенного проекта, который стал образцом для их Robin Hood Gardens (1968-72). 

Жилой комплекс Robin Hood Gardens, London

Поместье «Golden Lane Estate» должно было включать два многоквартирных дома, расположенных под углом к ​​огороженной зеленой зоне, описанной архитекторами как «центральная зона без стресса […] тихое зеленое сердце, которое разделяют все жилые дома и могут заглянуть в него. «Каждый многоквартирный дом заканчивался лифтовыми шахтами, выходящими на открытые пешеходные дорожки или «улицы». 

Эта бруталистская модель общественного взаимодействия широко использовалась в британском государственном жилищном строительстве в последующие десятилетия, особенно в Башне Балфрона Эрно Голдфингера (1965-67) и Башне Треллик (1966-72) в Восточном Лондоне. Hulme Crescents (1972 г.) в Манчестере был крупнейшим из британских проектов «улиц в небе», но у него возникли различные проблемы с конструкцией, которые привели к его сносу в 1994 г. Многие из этих комплексов были отмечены пренебрежением, плохим обслуживанием и преступностью и столкнулись с общественным и критическим антагонизмом в 1970-х годах и в последующие десятилетия.

«Башня Балфрона» Эрно Голдфингера

Архитектура Университета

В конце 1950-х годов многие университеты, особенно в Соединенном Королевстве, обратились к бруталистской архитектуре, отчасти из-за ее недорогих и быстрых возможностей строительства, а отчасти из-за ее прочной связи с расширенной общественной и культурной сферой послевоенного периода. В Соединенных Штатах одним из наиболее известных ранних примеров было Йельское здание искусства и архитектуры Пола Рудольфа (1958). 

«Yale Art and Architecture Building» Пола Рудольфа

Рудольф спроектировал весь кампус Массачусетского университета в Дартмуте, большая часть которого была выполнена в том же стиле. В других случаях показательные здания кампуса, особенно часть библиотеки Чикагского университета и здание исполнительского искусства Университета Бригама Янга, были построены в бруталистском стиле. В Соединенном Королевстве по мере расширения университетского сектора и открытия новых институтов.

Брутализм в США

В Соединенных Штатах с 1962 по 1976 год брутализм был популярным стилем, который использовался не только для академических зданий, но и для библиотек, правительственных зданий, церквей и штаб-квартир корпораций, особенно научных и технологических компаний. Нескольким известным международным архитекторам было поручено спроектировать здания в городах Восточного побережья, о чем свидетельствует роль Ле Корбюзье, наряду с Оскаром Нимейером, Уоллесом Харрисоном и Максом Абрамовицем, в проектировании штаб-квартиры Организации Объединенных Наций (1948-1952 гг.) в Нью-Йорке.

Штаб-квартира ООН

Пол Рудольф считался ведущим архитектором-бруталистом в США, и как профессор архитектуры в Йельском университете его теория и практика повлияли на последующих архитекторов. Эванс Вулен III, Ральф Рэнсон и Уолтер Нетч были среди известных североамериканских архитекторов-бруталистов, все они жили на Среднем Западе. Рэнсон спроектировал церкви, театральные залы и жилой комплекс Cedar Square West в своей родной Миннесоте в 1960–70-х годах. Практикуя в Индианаполисе, Вулен спроектировал так много зданий, что его прозвали «городским дизайнером». Родившийся в Сербии Аральдо Коссутта и венгр Марсель Брейер также провели большую часть своей карьеры в Соединенных Штатах, проектируя известные бруталистские здания, такие как Центр христианской науки Коссутты (1973) в Бостоне.

Жилой квартал Cedar Square West

Школа Паулиста в Бразилии

Бразилия была еще одним центром бруталистской активности, равно как и развития конструктивизма и бетонного искусства после Второй мировой войны. В 1950-х годах архитектор из Сан-Паулу Жоао Батиста Виланова Артигас основал так называемую школу Паулиста, свободную ассоциацию бразильских архитекторов, базирующихся в городе, которые предпочитали использование открытого бетона, шероховатых поверхностей и монументальных размеров. 

Дом архитектора Жоао Батиста Виланова Артигас

Школа построена на влиянии бразильской школы Кариока, которая началась в 1935 году, но в послевоенную эпоху начала использовать бетон, одним из заметных ранних проявлений ее эстетики была Бразильско-парагвайская начальная школа Аффонсо Эдуардо Рейди (1952). Виланова Артигас вместе с архитектором Карлосом Каскальди начал работать с бетоном для стадиона Морумби (1952).

Пауло Мендес да Роша стал ведущей фигурой, оживив городской пейзаж Сан-Паулу зданиями, которые были названы образцами «бразильского брутализма». Одним из его первых и знаменитых проектов был Спортивный клуб Сан-Паулу (1957). Отличительной чертой бразильского брутализма стала его длительная культурная жизнеспособность, поскольку здания считались тесно связанными с бразильской культурой и отражающими ее современность. Да Роша остается ведущим южноамериканским архитектором и в 2006 году получил международную Притцкеровскую архитектурную премию, при этом жюри отметило его «глубокое понимание поэтики пространства» и «архитектуру глубокого социального взаимодействия». В 2016 году он был награжден Золотым львом за жизненные достижения на Венецианской архитектурной биеннале.

São Paulo Athletic Club (1957)

Брутализм в советском блоке

В Советском Союзе и Восточном блоке (эти страны Восточной Европы стали советскими вассальными государствами после Второй мировой войны, когда коммунистические правители находились под сильным влиянием СССР) сборный железобетон широко использовался для создания жилых комплексов, правительственных зданий и памятников. 

Онкологический центр АМН СССР в Москве, Игорь Виноградский (1951).

В конце 1950-х годов правительство запустило планы по ускорению индустриализации и урбанизации, и широкое использование бетона рассматривалось как практическое средство создания городского жилья, отражающего советские идеалы коммунальной жизни. В России эти типовые комплексы именовались «панельками», так как состояли из сборных железобетонных панелей — к сожалению, они стали известны своими ветхими, а иногда и так и не достроенными благоустройствами. 

Министерство автомобильных дорог Грузии.

Более известные примеры бруталистской архитектуры, такие как Министерство автомобильных дорог Грузии Джорджа Чахаба и Зураба Джалагания (1971), сочетали использование сырого бетона и незавершенных поверхностей с влиянием конструктивизма. В Югославии Божидар Янкович был лидером архитектурной школы, делавшей упор на функционализм и использование сырого бетона, в то время как в других странах, включая Чехословакию, брутализм рассматривался как способ создания национального стиля, отражающего современный социализм.

Игорь Виноградский — советский и российский архитектор, автор и руководитель многих архитектурных проектов достопримечательностей Москвы: Музей современного искусства «Гараж», пресс-центр РИА Новости, Онкологический центр АМН СССР.

Ресторан Времена года 1968 года, ныне Музей современного искусства «Гараж», Игорь Виноградский.

Поздние архитектурные проекты

В 1970-х годах брутализм подвергся удвоенной критике как со стороны архитекторов, так и со стороны общественности, в то время как его связь с городским упадком и преступностью нашла отражение в использовании бруталистских локаций в таких фильмах, как «Убрать Картера» (1971) и «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика (1971), антиутопическое видение жестокой, разочарованной молодежи. Тем не менее, в этот период были завершены знаковые произведения брутализма, такие как поместье Барбикан в Лондоне.

В 1980-х годах появление деконструктивизма положило конец этому движению, хотя оно продолжало жить в поп культуре, поскольку отмеченные здания становились местом действия шпионских драм и фильмов на тему холодной войны.

Этот жилой комплекс Habitat 67 в Монреале состоит из 354 сборных железобетонных кубов, расположенных в неправильной конфигурации и соединенных стальными тросами, Моше Сафди.

В 21 веке, Брутализм переживает возрождение, запускаются кампании по сохранению стиля, чтобы спасти и восстановить бруталистскую архитектуру, хотя некоторые известные здания были снесены из-за общественного протеста. Как писала историк искусства Александра Ланге в обзоре выставки «На пути к бетонной утопии» в Музее современного искусства, «[моя] теория о том, почему мы сейчас любим бетонную архитектуру, проста: у нее есть тело, мы стремимся к местам, где мы можем почувствовать вес мира».

Кампус IGZ в Фалькенберг — Юрген Майер Герман

Ряд современных архитекторов, в том числе Петер Цумтор, Тадао Андо, Даниэль Либескинд, Тадао Андо и покойная Заха Хадид, создали работы, вдохновленные брутализмом, в то время как другие, в том числе Юрген Майер Герман, известный как J Mayer H, были описаны как «квази — Бруталист. В 2015 году шведский художник Олафур Элиассон отлил огромные куски бетона для создания скульптур, а затем разработал проект здания для парка Illulissat Icefjord в Гренландии. Инсталляция «Заводной Иерусалим» (2014) на Венецианской биеннале 2014 включала в себя центральную круглую насыпь земли, взятую с искусственного холма в Садах Робин Гуда, в честь огромного, ныне в значительной степени разрушенного бруталистского жилого комплекса Смитсонов в Восточном Лондоне.

Известные архитекторы бруталистского движения, особенно Ле Корбюзье и Луи Кан, оказали большое влияние на последующую архитектуру, в то время как Моше Сафди, один из ведущих мировых архитекторов, продолжал создавать новаторские проекты под влиянием брутализма, такие как его башни Альтаир в Шри-Ланке.

Башни Альтаир в Шри-Ланке, Моше Сафди.

Источник: theartstory.org

Комментарии закрыты.