Вальтер Гропиус: архитектор, педагог, директор школы Баухаус

Вальтер Гропиус: архитектор, педагог, директор школы Баухаус

Вальтер Гропиус родился в Берлине в семье Вальтера Адольфа Гропиуса, государственного чиновника, и Манон Огюст Полины Шарнвебер, дочери прусского политика Георга Шарнвебера. Его родители были богаты и имели хорошие связи, и Гропиус проводил лето в поместьях членов семьи-землевладельцев. Вальтер Гропиус-старший проявлял большой интерес к архитектуре, а дядя Гропиуса, Мартин Гропиус, также был признанным архитектором, его самым большим заказом был проект Музея декоративного искусства в Берлине (1881), следовательно, интерес Гропиуса к архитектуре поощрялся с юных лет.

Раннее обучение

В возрасте двадцати лет Гропиус поступил изучать архитектуру в Техническую школу в Мюнхене, а затем в Konigliche Technische Hochschule в Берлине. Его образование было прервано, когда он унаследовал значительную сумму денег от двоюродной бабушки. Хотя его учеба в Высшей школе была почти завершена, он бросил учебу, не сдав выпускной экзамен, что свидетельствует о раннем пренебрежении традиционными методами обучения.

В 1908 году Гропиус перешел в офис известного архитектора Петера Беренса, одного из ведущих деятелей промышленного дизайна и креативного консультанта крупной немецкой промышленной компании AEG. Здесь Гропиус установил связи с Людвигом Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье, которые работали в том же офисе. Под опекой Беренса Гропиус работал над инновационным турбинным заводом AEG и заводами компании Krupp. Работа над промышленными проектами открыла Гропиусу глаза на возможности новых материалов и методов строительства, идеи, которые он позже применил к проектированию и производству многих зданий, включая проекты массового жилья и здание Баухауза в Дессау.

В 1910 году Гропиус оставил практику Беренса вместе с коллегой Адольфом Мейером, чтобы открыть собственное архитектурное бюро в Берлине. В том же году Гропиус начал свой десятилетний роман с Альмой Малер, женой композитора Густава Малера. Гропиус и Альма вели тайный роман через связи и письма до смерти ее мужа в 1911 году. Они продолжали свои напряженные отношения до 1913 года, когда Гропиус посетил выставку Берлинского сецессиона и увидел картину Оскара Кокошки «Буря». На картине изображены мужчина и женщина, обнимающиеся во время бури, и Гропиус сразу узнал в женской фигуре Альму. Обнаружив роман Альмы с Кокошкой, Гропиус разорвал отношения.

Гропиус и Мейер присоединились к Deutsche Werkbund (Немецкая рабочая федерация); ассоциация дизайнеров и архитекторов, которые способствовали интеграции нового промышленного массового производства с традиционным искусством и дизайном. В этот период они проектировали такие объекты, как мебель и обои, а также выполняли более крупные проекты, наиболее известным из которых был фасад фабрики Fagus в Альфельд-ан-дер-Лейн, Германия. Это сочетало в себе модернистский принцип формы, отражающей функцию, с желанием обеспечить здоровые условия труда для сотрудников. Гропиус также исследовал эти идеи во влиятельной статье «Развитие промышленных зданий» , опубликованной в 1913 году.

Вальтер Гропиус, 1915 год

Их работа была прервана началом Первой мировой войны, и Гропиус был призван в немецкую армию в августе 1914 года. Он служил кавалерийским офицером на Западном фронте, где был ранен и за храбрость получил Железный крест. Он не мог забыть свою любовь к Альме, и пара помирилась, поженившись в 1915 году в Берлине в перерывах между военными командировками Гропиуса. В 1916 году у них родилась дочь Манон (умерла в 1935 году). Брак был таким же бурным, как и их прежние отношения, и в конце концов закончился разводом в 1920 году, когда Гропиус обнаружил, что Альма начала отношения с писателем и драматургом Францем Верфелем.

Зрелый период

После войны и расторжения брака, Гропиус вернулся к своей архитектурной работе. Несмотря на то, что ранее он оставался вне политики, теперь он симпатизировал левым и стал сторонником той роли, которую архитектура и дизайн могут сыграть в послевоенной социальной реформе. В 1919 году он стал мастером Großherzoglich-Sächsische Kunstgewerbeschule (Великогерцогская саксонская школа искусств и ремесел) в Веймаре, которую он переименовал в Staatliches Bauhaus Weimar. Это было началом знаменитой и важной школы Баухауза.

Несмотря на то, что на момент открытия Баухауза ему было всего 36 лет, репутация Гропиуса уже была достаточно выдающейся, чтобы привлечь высокопоставленных преподавателей. Преподаватели приехали из разных стран и имели опыт дизайна, среди них были Пауль Клее, Йоханнес Иттен, Йозеф и Анни Альберс, Герберт Байер, Ласло Мохой-Надь и Василий Кандинский. Все были объединены целью Гропиуса использовать обучение на основе мастерских для экспериментов и внесения вклада в послевоенное общество через искусство и архитектуру. 

Экспериментальный подход школы был изложен в учредительном манифесте Гропиуса 1919 года. Он писал о том, что все искусства равны, и поэтому стремился воссоединить формы искусства, которые были разделены в традиционных школах искусства и дизайна. Учебная программа была направлена ​​​​на развитие своих студентов, а также на предоставление технических навыков, объединяя дисциплины искусства, ремесла и технологии в Gesamtkunstwerk. Все студенты прошли предварительный курс перед специализацией в мастерских под руководством ремесленника (мастер работы) и художника (мастер формы). Они изучали изобразительное искусство и ремесла, а также технологию материалов и производства. Сотрудничество поощрялось, и студентов учили учитывать более широкий контекст общества и окружающей среды при проектировании.

Ле Корбюзье и Гропиус

Середина 1920-х годов стала поворотным периодом для Гропиуса и Баухауза. В 1923 году он инициировал изменения в школе, отказавшись от ремесленной ручной работы к продукции, «адаптированной к нашему миру машин, радио и быстрых автомобилей». Для достижения этой цели он по-новому сосредоточился на функциональном, доступном дизайне и промышленном производстве. Этот шаг был вызван рядом инцидентов, в том числе приездом Тео ван Дусбурга, голландского художника, связанного с Де Стейлом, и конструктивиста Эль Лисицкого в Веймаре, оба из которых были сторонниками промышленного дизайна. 

Однако наиболее заметным был тот факт, что в 1922 году условием возобновления финансирования школы было то, что она начала публично демонстрировать свои достижения. Это изменение направления вызвало раскол среди преподавателей, что привело к отставке бурного художника-экспрессиониста и директора подготовительного курса Иоганна Иттена, чей мистицизм и акцент на личных художественных путешествиях пришли в противоречие с новым видением Гропиуса. Решение Гропиуса заменить Иттена венгерским художником и дизайнером Ласло Мохой-Надь еще больше ознаменовало переход к более технологичной учебной программе. В том же году Гропиус снова женился, на этот раз на Исе Франке — пара оставалась вместе до его смерти.

В 1925 году под давлением новоизбранного правого правительства Веймара Гропиус перенес Баухаус в промышленный город Дессау. Это дало ему возможность спроектировать новое здание школы и жилой комплекс для профессоров, создав кампус, который сам по себе был Gesamtkunstwerk. Однако этот шаг не спас школу от роста напряженности, вызванной переходом Гропиуса в сторону промышленного дизайна. Эти разногласия достигли апогея в 1926 году, когда Баухаус столкнулся с финансовыми трудностями. Это побудило Гропиуса попросить своих преподавателей согласиться на сокращение заработной платы на 10%. Кандинский и Клее отказались, и последний написал Гропиусу: «Я мрачно смотрю в будущее на дальнейшие переговоры и боюсь чего-то, чего удалось избежать даже во время худшего этапа в Веймаре: внутреннего срыва». 

В конце концов они пошли на компромисс в размере 5% от заработной платы. Наряду с недовольством преподавателей Гропиусу также приходилось бороться с все более правой политикой в ​​Дессау и стране в целом. У него сложились натянутые отношения с местными политиками, чему не способствовало отсутствие поддержки внутри его собственной школы. В конце концов, в 1928 году Гропиус покинул Баухаус и переехал в Берлин, чтобы открыть частную практику. Его сменил на посту директора Баухауза Ханнес Мейер.

Между 1926 и 1932 годами Гропиус работал над рядом крупномасштабных жилищных проектов в Берлине, Карлсруэ и Дессау. В них он стремился бороться с нехваткой доступного жилья в межвоенный период, создавая экономичные сборные железобетонные строительные детали, которые производились серийно и собирались на месте. Несмотря на промышленный характер производства, его проекты жилья были направлены на улучшение условий жизни для более бедных семей за счет включения хорошо оборудованных, светлых интерьеров и внешних зеленых насаждений.

Поздний период

Изменение политического ландшафта в Европе в начале 1930-х годов начало сказываться на карьере Гропиуса. Гестапо закрыло Баухаус в 1933 году, и проекты Гропиуса для государства постоянно отвергались из-за его левых идей. С нацистским осуждением современного искусства и архитектуры как «негерманского» и дегенеративного, те, кто был связан с Баухаузом, рассеялись, эмигрировав по всему миру. 

В 1934 году с помощью английского архитектора Максвелла Фрая Гропиус и его семья (они усыновили маленькую дочь сестры Исэ после ее безвременной смерти) бежали из Германии в Великобританию, переехав в Хэмпстед в Лондоне. Здесь он работал в составе модернистской группы «Исокон» вместе с другими эмигрантами-единомышленниками. За это время он спроектировал школу в Импингтоне.

Декан Высшей школы дизайна Гарварда Джозеф Хаднат посетил Гропиуса в Лондоне в 1937 году и впоследствии предложил ему работу. Вдохновленный новаторским подходом Гропиуса к преподаванию искусства, Хаднат поручил Гропиусу реорганизовать традиционную учебную программу Гарварда по дизайну. Гропиус согласился и переехал в Соединенные Штаты вместе с Марселем Брейером. В 1938 году Гропиус был назначен заведующим кафедрой архитектуры и в том же году построил дом для себя и своей семьи в Линкольне, штат Массачусетс. Это здание, ныне известное как дом Гропиуса, оказало огромное влияние на распространение международного модернизма в Америке.

В это время Гропиус стал соучредителем The Architects’ Collaborative с новым поколением молодых американских архитекторов. Основываясь на духе командной работы, который Гропиус взрастил в Баухаузе, Collaborative стал одной из самых выдающихся послевоенных архитектурных практик в Соединенных Штатах. В 1944 году Гропиус стал натурализованным гражданином Соединенных Штатов и в течение следующих двух десятилетий продолжал свою архитектурную деятельность, получая многочисленные награды, в том числе избрание в Национальную академию дизайна и Золотую медаль AIA. Он умер в Бостоне, штат Массачусетс, после непродолжительной болезни в 1969 году.

Достижения

  • Гропиус считал, что ко всему дизайну следует подходить через изучение проблем, которые необходимо решить, и, следовательно, он следовал модернистскому принципу, согласно которому функциональность должна диктовать форму. Он применил эти убеждения к более широким социальным проблемам, проектируя доступное жилье в межвоенный период и стремясь улучшить физические условия для заводских рабочих с помощью своей архитектуры.
  • Помимо расширения границ в архитектурном дизайне, Гропиус также экспериментировал с инновационными методами строительства и сборки с использованием сборных элементов и новых материалов, таких как железобетон. Подобные идеи позже использовались для создания дешевого массового жилья в 1940-х годах (известного как сборные дома).
  • Гропиусу приписывают введение модернистской архитектуры в Соединенные Штаты благодаря его проекту Дома Гропиуса и его преподаванию в Гарвардском университете. Здания Гропиуса резко контрастировали с предыдущими архитектурными стилями и характеризовались кубическим дизайном, плоскими крышами и стеклянными пространствами, которые позволяли объединять внутренние и внешние пространства.

Известные работы Вальтера Гропиуса

Завод Fagus (1910)

Гропиус спроектировал фасад этой фабрики совместно с Адольфом Мейером в период после того, как они покинули офис Петера Беренса. Стекло от пола до потолка создает ощущение света, а большие прямоугольные стекла, перемежающиеся стальными стойками и кирпичной кладкой, обволакивают фабрику непрерывным образом, редко встречающимся в дизайне зданий ранее. 

Особого внимания заслуживают углы, где стекло соединяется под прямым углом, создавая иллюзию отсутствия поддержки. Это работает, чтобы устранить различие между интерьером и экстерьером, повторяющуюся тему в модернистской архитектуре. Каждый элемент здания имеет простую, функциональную и кубическую конструкцию, что предвосхищает эстетику ар-деко межвоенного периода. Вход и часы датируются расширением здания 1913 года, также спроектированным Гропиусом и Мейером.

Дом Зоммерфельда (1921)

Дом Зоммерфельда, построенный по заказу берлинского лесопромышленника Адольфа Зоммерфельда в качестве его частной резиденции, стал первым крупномасштабным примером метода совместного проектирования Баухауза и единства форм искусства. Почти все мастерские Баухауса в Веймаре внесли свой вклад в проектирование и изготовление здания и его интерьеров, а за дизайном наблюдали Гропиус и Адольф Мейер. Интерьер украшен сложной геометрической резьбой Йоста Шмидта, витражами Йозефа Альберса, ткачеством Дёрте Хельма, настенными росписями Хиннерка Шепера и мебелью, спроектированной Марселем Брейером.

Памятник мартовским мертвецам

Этот памятник является результатом конкурса, организованного Веймарскими профсоюзами в память о тех, кто отдал свои жизни, выступая против путча Каппа в марте 1920 года. Это был неудачный переворот под руководством правого националиста Вольфганга Каппа, целью которого было свержение Веймарское правительство и установить на его месте правое самодержавие. Конкурсная комиссия выбрала проект Гропиуса из нескольких представленных и установила памятник на центральном кладбище Веймара. 

Здание школы Баухауса в Дессау (1925-26)

Переезд Баухауса из Веймара в промышленный город Дессау предоставил Гропиусу пустую площадку для строительства кампуса, воплощающего принципы школы. При выборе материалов и дизайна Гропиус развил идеи, впервые воплощенные на фабрике Fagus в Саксонии, и во всех зданиях используются новые промышленные материалы, такие как железобетон, и все они имеют геометрический дизайн с плоскими крышами. Кроме того, каждое пространство было тщательно спроектировано, чтобы отразить его функцию. 

Трехэтажное крыло мастерской имеет стеклянную навесную стену на стальном каркасе, обеспечивающую хорошее освещение мастерских, а также представляет идею школы как экспериментальной лаборатории для новых технологий и способов творчества. Интерьеры крыла мастерской были спроектированы так, чтобы они были свободными и поощряли взаимосвязь и движение. в то время как в больших помещениях были подвижные перегородки для гибкого обучения. Все предметы интерьера и фурнитура были спроектированы и изготовлены в мастерских Баухауза, создавая сообщество и поощряя сотрудничество между отделами.

Дом Гропиуса (1937)

Построенный как его собственный семейный дом вскоре после эмиграции в Соединенные Штаты, Дом Гропиуса оказал большое влияние на демонстрацию модернистской архитектуры за пределами Европы. Гропиус использовал материалы, типичные для зданий Новой Англии, такие как дерево и кирпич, и сочетал их с промышленными материалами, включая стекло и сталь. 

Структура представляет собой традиционную для Новой Англии деревянную раму из стоек и балок, объединенную с новыми элементами, такими как длинные окна на первом этаже и стеклянные блоки на крыльце. В соответствии с философией тотального искусства Баухауса в доме была мебель, созданная его современником Марселем Брейером, а также работы Герберта Байера и произведения художника и скульптора Жоана Миро.

Гарвардский центр выпускников (1949-50)

Центр для выпускников Гарвардского университета был спроектирован Гропиусом совместно с более молодыми архитекторами, входившими в состав The Architects’ Collaborative. Комплекс зданий, рассчитанный на 575 аспирантов, состоит из главного корпуса, семи общежитий, столовой и комнат отдыха. Несмотря на командную работу, влияние Гропиуса на проект очевидно. Он содержит черты, характерные для его прошлых зданий: окна от пола до потолка придают зданию ощущение воздушности и легкости, а также использование кривых и опорных колонн на уровне первого этажа для поддержки верхних этажей. 

Отношения между зданием и окружающей средой также высоко учитывались при создании внутренних дворов и крытых переходов, соединяющих отдельные части комплекса. А также стекло, Гропиус использовал технологически продвинутую стальную конструкцию, заполненную известняком. 

Наследие Вальтера Гропиуса

Хотя его помнят за то, что он отстаивал методы массового архитектурного производства и как ключевую фигуру в представлении модернистской архитектуры в Соединенных Штатах, самые устойчивые достижения Гропиуса были в качестве педагога. Баухаус бросил вызов и переопределил способ преподавания искусства, дизайна и архитектуры, двигаясь к более совместному и междисциплинарному режиму работы, а также включая в учебную программу технологические инновации и методы массового производства. 

Он также объединил увлекательную и чрезвычайно влиятельную группу учителей и художников, которые работали бок о бок друг с другом и вместе оставили неизгладимое наследие, несмотря на то, что существовали всего немногим более десяти лет.

Источник: theartstory.org

Делитесь с друзьями:
Что такое Bearbrick. Почему стоит дорого и как начать коллекционировать История итальянского кузовного ателье Zagato