10 лучших одномоторных истребителей

10 лучших одномоторных истребителей

В течение последних лет истребители имели два двигателя. Но это недавно стало меняться с появлением ударного истребителя F-35. Самый совершенный истребитель в мире снова стал одномоторным. В конце концов, возможно один двигатель лучше?

Первые реактивные истребители были оснащены одномоторными двигателями, предназначенными для ведения боя в воздухе с другими истребителями, а также для наземных атак. Эти одномоторные истребители были легче, дешевле и проще в обслуживании, чем современные передовые истребители.

В истории развития авиации вплоть до периода до Второй мировой войны выпускались в основном одномоторные истребители. Авиационная промышленность сосредоточила свои усилия на разработке и производстве одномоторных военных самолетов, которые могли бы быть эффективны в ближнем воздушном бою.  

На протяжении Второй мировой войны большинство истребителей представляли собой цельнометаллические монопланы с батареями пушек и пулеметов, и лишь немногие из них могли развивать скорость до 600 км в час.

До этого времени большое количество истребителей имело одномоторный двигатель, но некоторые истребители уже были оснащены двухдвигательными двигателями. По сравнению с двухмоторными, однодвигательные истребители имели меньший вес и, следовательно, лучшую тяговооруженность, а значит и лучшую маневренность.

В течение многих лет одним из ключевых требований развития ВМС США было наличие у истребителей двух двигателей. Основная причина этого — резервирование на случай отказа двигателя над океаном. F-35 положил конец этому давнему требованию по целому ряду причин. Главным преимуществом истребителей с одним двигателем является привлекательная цена на мировом рынке и стоимость эксплуатации. По оценкам большинства экспертов, силовая установка и топливная система составляют значительную долю от цены боевого самолета. Тем самым затраты на закупку одномоторного истребителя будут примерно на четверть ниже, чем двухмоторного.

Это список лучших одномоторных истребителей, упорядоченный по возрасту.

1. Lockheed P-80 Shooting Star

Первый американский боеспособный истребитель

Работы над прототипом P-80 Shooting Star начались в июле 1943 года, когда США получили из Англии новейший турбореактивный двигатель Havilland H-1 и начал эксплуатироваться в 1945 году.

«Падающая звезда» была быстрой, как и ее название, с максимальной скоростью около 900 км в час. Он был разработан с прямым крылом, обычным цельнометаллическим планером, тонким низкорасположенным крылом, трехопорным шасси. P-80 первый американский серийный реактивный истребитель, в котором двигатель располагался близко к центру фюзеляжа для центра тяжести.

P-80 Shooting Star оснащен турбореактивным двигателем с центробежным компрессором Allison J33-A-35 с сухой тягой 1746 кгс и с водно-спиртовым впрыском. Он имеет одноступенчатый двухсторонний центробежный компрессор, 14 камер сгорания из нержавеющей стали и одноступенчатую осевую турбину.

2. Lockheed F-104 Starfighter

Сверхзвуковой самолет-перехватчик, установивший многочисленные мировые рекорды по скорости и высоте полета.

F-104 Starfighter, разработанный в Локхид и впервые поднявшись в небо в 1956 году. Он был первым боевым самолетом, способным к длительному полету со скоростью 2 Маха, а его скорость полета и характеристики оставались монументальными на протяжении многих десятилетий. 

Starfighter имеет легкую конструкцию с цельнометаллическим планером, построенным в основном из дюралюминия, тонкими сверхзвуковыми крыльями и катапультируемыми креслами, стреляющими вверх для более поздних версий. Что касается вооружения, то он оснащен 6-ствольной пушкой M61A1 Vulcan Gatling и комбинацией из четырех ракет AIM-9 Sidewinder, а также других бомб и реактивных снарядов. 

Starfighter приводится в движение одним осевым турбореактивным двигателем General Electric J79. Он имеет максимальную сухую тягу 3500 кгс и 4600 кгс на форсаже. Изначально двигатель был рассчитан на продолжительный полет со скоростью 2 Маха. Он имеет одноконтурный 17-ступенчатый осевой компрессор, секцию привода вспомогательных агрегатов, трехступенчатую турбину, трубчатую камеру сгорания и камеру дожигания.

3. МиГ-21 (ОКБ Микояна и Гуревича)

Сверхзвуковой реактивный истребитель и перехватчик МиГ-21, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича, вот уже шесть десятилетий находится на вооружении в разных уголках мира. У него был самый продолжительный производственный цикл среди всех боевых самолетов в истории авиации. Он впервые взлетел в 1956 году и использовался примерно в шестидесяти странах и эксплуатировался почти в сорока военно-воздушных силах по всему миру.

МиГ-21 был первым успешным самолетом советской постройки, сочетавшим в себе характеристики истребителя и перехватчика в одном самолете, выдержавшем испытание временем. Он превысит 2,0 Маха, с внутренней пушкой и может нести различные ракеты, бомбы и реактивные снаряды.

Двигатель сверхзвукового реактивного самолета приводится в движение одним турбореактивным двигателем Туманский Р-25 с отличительной особенностью второго топливного насоса на форсажной ступени. Двигатель представляет собой двухконтурный осевой турбореактивный двигатель с максимальной форсажной тягой 7100 кгс.

4. General Dynamics F-16 Fighting Falcon

F-16 Fighting Falcon — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. Разработан в 1974 году компанией General Dynamics, в том же году впервые поднялся в воздух. Использованные инновации включали: беспереплётный фонарь каплевидной формы для лучшей обзорности кабины, боковая ручка управления, откидное кресло для снижения влияния перегрузок на лётчика, тяговооружённость больше единицы для обеспечения лучшей скороподъёмности и вертикального манёвра.

F-16 создавался как относительно недорогой в изготовлении и простой в обслуживании в сравнении с самолётами-истребителями предшествующих поколений. Пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран, на 2019 год являлся самым распространённым боевым самолётом в мире). Файтинг Фалькон отлично продемонстрировал свои возможности в бою воздух-воздух и атаке воздух-земля при относительно низкой стоимости и мощных системах вооружения для ВВС США.

Самолет оснащен ТРДД General Electric F110-GE 129 с форсажной камерой с максимальной тягой 13100 кгс или ТРДД Pratt and Whitney F100-PW-229 с форсажной камерой с максимальной тягой 12900 кгс.

5. Dassault Mirage 2000

Mirage 2000 — французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо, является одним из самых смертоносных истребителей и лучшим многоцелевым истребителем IAF. Модернизированная версия оснащена самыми современными технологиями, позволяющими увеличить срок службы примерно на двадцать лет.

Многоцелевой истребитель оснащен технологией дистанционного управления полетом и проекционным дисплеем Sextant VE-130 для представления данных, связанных с управлением полетом, навигацией, поражением целей и стрельбой из оружия. Он вооружен ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», управляемыми и неуправляемыми бомбами, реактивными снарядами и двумя револьверными пушками DEFA 554.

Mirage 2000 оснащен турбовентиляторным двигателем с форсажной камерой SNECMA M53-P2 с тягой 6400 кгс на сухом топливе и 9600 кгс на форсаже. Это одновальный ТРДД с восьмиступенчатым осевым компрессором, двухступенчатой ​​осевой турбиной и кольцевой камерой сгорания.

6. Saab JAS 39 Gripen

JAS 39 Gripen — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный Saab AB. Он оснащен полностью интегрированной авионикой, современным вооружением и другими передовыми технологиями, которые дополняют его возможности многоцелевого истребителя.

Единственным преимуществом этого истребителя, которое было первоначальным проектным требованием, является его способность взлетать с полной загрузкой с заснеженной взлетно-посадочной полосы длиной всего 800 метров, а также десятиминутное время разворота, когда он сможет пополнить запасы топлива, перевооружиться и провести необходимые проверки и техническое обслуживание.

JAS 39 Gripen оснащен турбовентиляторным двигателем Volvo RM12 с малой двухконтурностью и форсажной камерой сгорания. Он имеет максимальную боевую тягу 6100 кгс и 9100 кгс на форсаже. Разработка двигателя включает в себя повышение производительности и надежности, снижение веса и повышение устойчивости к столкновениям с птицами.

7. Chengdu J-10

Реактивный истребитель, ставший важной вехой для промышленности Китая .

Chengdu J-10, также известный как Vigorous Dragon, представляет собой многоцелевой тактический истребитель из Китая, подходящий для боевых действий ВВС Народно-освободительной армии. Способный действовать в любую погоду, демонстрируя превосходство в воздухе, непосредственную поддержку с воздуха и воздушную поддержку.

Стратегия Китая по созданию истребителя четвертого поколения, внешне похожего на IAI Lavi, называемого некоторыми плавильным котлом иностранных технологий и приобретенных методов проектирования, Chengdu J-10 является очень компетентным многоцелевым истребителем, который предоставляет современные технологии для использования НОАК.

Двигатель WS-10 Taihang был первоначальным планом для J-10, однако из-за трудностей разработки его решили оснастить турбовентиляторными двигателями АЛ-31Ф от НПО Сатурн. Единственный российский двигатель имеет максимальную сухую тягу 8100 кгс и 12700 кгс на форсаже.

8. HAL Tejas

Революционный истребитель для подготовки ПВО Индии к полю боя.

Одномоторный Tejas — сверхманевренный многоцелевой легкий истребитель четвертого поколения. Это второй сверхзвуковой истребитель, произведенный Hindustan Aeronautics Limited, с неустойчивой конструкцией, объединенной с ослабленной статической устойчивостью, что позволяет ему иметь лучшую маневренность по сравнению с любым другим истребителем четвертого поколения в своем роде.

Одной из особенностей Tejas является его низкая нагрузка на крыло, которая обеспечивает большую маневренность, лучшую скороподъемность, что является преимуществом в гималайских регионах, и лучшие крейсерские характеристики из-за меньшей тяги, необходимой для поддержания стабильности в полете. Tejas включает в себя такие технологии, как квадруплексная цифровая электродистанционная система, многорежимный радар, комплект цифровой авионики и комплект радиоэлектронной борьбы.

Сверхзвуковой Tejas оснащен двигателем General Electric F404-GE-IN20. Он рассчитан на обеспечение тяги в сухом состоянии 5500 кгс и тяги 9100 кгс на форсажной камере. В двигателе используются современные материалы и технологии горячей секции, а также усовершенствованная цифровая система управления двигателем с полным контролем (FADEC).

 9. CAC/PAC JF-17 Thunder

Отличительной чертой оборонного производства Пакистана и считается удачным легким боевым самолетом .

JF-17 Thunder — совместная разработка китайского Chengdu Aircraft Corporation и Пакистанского авиационного комплекса. Истребитель имеет стеклянную кабину, закрытую индивидуальным фонарём для лучшего обзора. Он включает в себя передовую авионику и концепцию открытой архитектуры. Система связи имеет две радиостанции VHF / UHF, бортовую систему раннего предупреждения и управления, а также улучшенную ситуационную осведомленность, что позволяет пилоту больше сосредоточиться на бою, а не на управлении самолетом. 

«Гром» может стрелять широким спектром авиационных боеприпасов, включая ракеты «воздух-воздух», «воздух-земля» и противокорабельные ракеты, двухствольную пушку ГШ 23-2, а также управляемые и неуправляемые бомбы.

JF-17 Thunder оснащен одним ТРДД РД-93МА ОКБ Климова с форсажной камерой и цифровым электронным управлением двигателем. Он имеет сухую тягу 5100 кгс и 8700 кгс на форсаже.

10. Lockheed Martin F-35 Lightning II

F-35 Lightning II — это истребитель пятого поколения, предназначенный для борьбы с современными системами угроз в настоящее время, обеспечивая превосходство в воздухе, радиоэлектронную борьбу, а также выступая в качестве средства разведки, наблюдения и рекогносцировки, которое предоставляет информацию всем сетевым наземным, воздушным , морские и космические средства в боевом пространстве.

F-35 Lightning II отличается улучшенной скрытностью, которая позволяет ему уклоняться и действовать в зоне, препятствующей доступу/запрещению зоны, а также технологически продвинутым сенсорным пакетом для непревзойденной ситуационной осведомленности. Он также вооружен широким спектром ракет, бомб и поворотной пушкой.

Одномоторный F-35 Lightning II оснащен турбовентиляторным двигателем с форсажной камерой Pratt and Whitney F135, разработанным специально для этого самолета. Это турбовентиляторный двигатель с малой двухконтурностью и максимальной тягой 19500 ruc, что позволяет истребителю развивать скорость около 1900 км в час.

Комментарии закрыты.