B-2 Spirit: бомбардировщик-невидимка

B-2 Spirit: бомбардировщик-невидимка

С помощью боеприпасов с системой глобального позиционирования трем бомбардировщикам B-2 удалось поразить свои цели в пустыне Невада в октябре 1996 года. Точность этого самолета с больших расстояний и его способность уклоняться от обнаружения должны были стать триумфом, для многих сторонников бомбардировщика. Но это никогда не было оценено по достоинству. Бомбардировщик B-2 Spirit Stealth был создан в эпоху холодной войны, стремясь прорваться через оборону Советского Союза, ВВС США поручили компании Northrop построить бомбардировщик для военных с безупречной технологией малозаметности и противостоянием наземных ракет.

Самолет, который должен был прийти на смену бомбардировщику B-1A, был дороже, чем кто-либо предполагал, что привело к приостановке разработки B-2. С окончанием холодной войны самолет больше не был нужен, но его нельзя было просто утилизировать, что стало настоящей дилеммой. Вот несколько интересных фактов о B-2.

Режим невидимки

Для B-2 невидимость имела первостепенное значение, и самолет добился своей знаменитой малозаметности несколькими способами. Во-первых, бомбардировщик был настроен так, чтобы уменьшить визуальные, акустические, радиолокационные и инфракрасные сигнатуры, чтобы оставаться незамеченным среди зенитных систем противника. Что ж, бомбардировщик имел огромный успех с его камуфляжем, так как не было зарегистрировано ни одного случая попадания ракеты в B-2.

Кроме того, самолет покрыт антибликовой краской и хранится в уникальном ангаре с кондиционером, чтобы сохранить технологичное покрытие.

Общественное противоречие

Когда Главное бухгалтерское управление объявило стоимость обслуживания самолета B-2, это вызвало возмущение общественности, и это вполне понятно. Обслуживание каждого самолета обходится примерно в 3,5 миллиона долларов за месяц. Чтобы представить это в контексте, ежегодные затраты на техническое обслуживание B-1B составляли 9,6 миллиона долларов, в то время как другой самолет, B-52H, стоил всего 6,8 миллиона долларов на ежегодное обслуживание.

Американские налогоплательщики были возмущены высокими ценами, в результате чего многие сочли проект ненужным.

Черный проект

Проект бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit был окутан тайной. На протяжении всей разработки самолета эта программа была обозначена как черный проект, то есть очень немногие люди знали о его существовании. Кроме того, весь программный персонал, участвовавший в проекте, нуждался в секретном допуске со специальным доступом, а также в тщательной проверке биографических данных со стороны ВВС США.

Чтобы проект не попал в поле зрения общественности, строители приобрели завод Ford в Пико-Ривера. Также запчасти, необходимые для проекта, закупали сторонние компании.

Слив информации

Большую часть времени до публичного показа в ноябре 1988 года B-2 был скрыт от публики. Однако Томас Кавано, аэрокосмический инженер, попытался передать информацию Советскому Союзу в 1984 году.

Он был арестован и приговорен к пожизненному тюремному заключению, но был условно-досрочно освобожден в 2001 году. Другой инженер, Ношир Говадиа, был арестован в 2005 году за продажу информации Китаю о самолете и получил 32 года тюрьмы за свои действия.

Средняя стоимость 2,13 млрд $

Бомбардировщик B-2 Spirit Stealth — один из самых дорогих военных самолетов, закупаемых ВВС США. Самолет, который был построен Northrop стоил в среднем 737 миллионов долларов, и в 1997 году это были огромные деньги, даже для ВВП США.

Запасные части, модернизация, оборудование и поддержка программного обеспечения выросли до 929 миллионов долларов за каждую модель. Если учесть проектирование, разработку и испытания, цена каждого самолета возрастала примерно до 2,13 миллиарда долларов.

Он был переработан в 2008 году

С самого начала в бомбардировщик-стелс было внесено парочку изменений. Наиболее значительным из этих обновлений является архитектура бортовых вычислений, которая была переработана в июле 2008 года. Помимо нового программного обеспечения, самолет также получил обновления системы управления вооружением и взаимодействованием с движущимися целями.

Дальнейшие изменения включают модернизацию радаров и антенных систем. Кроме того, ВВС запланировали изменения в ядерных боях, системе предупреждения об угрозах и способности носить оружие.

Почти снят с производства

Из-за огромного количества средств, вложенных в бомбардировщик B-2, группа конгресса посоветовала ВВС США прекратить производство этого самолета в 1998 году. Идея заключалась в создании другой версии самолета или совершенно нового проекта, который был более экономичный.

Однако ВВС не прислушались к этому совету, полагая, что флот может быть сохранен до 2058 года. В другом повороте событий ВВС в 2019 году объявили, что бомбардировщик будет списан к 2032 году.

Смертельная огневая мощь

B-2, первоначально построенный для холодной войны, имеет два бомбовых отсека и до 18 тонн артиллерии. Артиллерия включала бомбы с ядерным зарядом B83 и B61. После распада Советского Союза и последующего окончания холодной войны B-2 был оснащен системой наведения на цель с помощью GPS , которая в конечном итоге была заменена на Joint Direct Attack Munitions.

В настоящее время бомбардировщик может нести до 80 JDAM. Другое вооружение — мины GATOR, гранатометы с массивными артиллерийскими снарядами и бомбы Mark 84.

Ветеран войны

Первоначально B-2 Spirit Stealth создавался для перевозки ядерного оружия, но его использование со временем изменилось. Первый бой самолета произошел во время войны в Косово в 1999 году, когда он был предназначен для бомбардировки сербских целей вместе с другими бомбардировщиками ВВС. Вскоре после этого, в 2000 году, бомбардировщик был размещен в Афганистане.

В Афганистане B-2 совершил один из самых продолжительных вылетов со своей базы в Миссури в Афганистан и обратно на базу с помощью воздушной заправки топливом. Самолет также участвовал в боях в Ираке, Ливии, Пакистане и Южной Корее.

Всего построили 21 экземпляр

США закупили первоначальный заказ на 132 В-2 в течение 1980-х годов. Однако заказ сократился до 75 самолетов. Когда Советский Союз распался в начале 1990-х годов, В-2 больше не были нужны, поскольку основная задача, для которой они были построены, больше не использовалась.

На президента США Джорджа Буша в то время оказывалось сильное давление с требованием пересмотреть производство самолетов. В 1992 году президент объявил, что будет построено всего 20 В-2. Однако следующая администрация дала зеленый свет на выпуск 21-го самолета.

Аварийные ситуации

По официальным данным 23 февраля 2008 года самолёт B-2 потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум лётчикам удалось спастись. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата.

В феврале 2010 года ещё один В-2 серьёзно пострадал в результате возгорания в моторном отсеке при запуске двигателей на той же авиабазе Андерсен. Повреждённый самолёт находился в ремонте почти 4 года и вновь поднялся в небо только 16 декабря 2013 года. Общая стоимость восстановительных работ превысила 105 миллионов $.

Общие характеристики

Основная функция: многоцелевой тяжелый бомбардировщик
Подрядчик: Northrop Grumman Corp. и группа подрядчиков: Boeing Military Airplanes Co., Hughes Radar Systems Group, General Electric Aircraft Engine Group и Vought Aircraft Industries, Inc.
Силовая установка: четыре двигателя General Electric F118-GE-100
Тяга: 7700 кгс каждый двигатель 
Размах крыльев: 52,12 метра
Длина: 20,9 метра
Высота: 5,1 метра
Вес: 72 575 кг
Максимальный взлетный вес: 152 634 кг
Запас топлива: 75750 кг
Полезная нагрузка: 18 144 кг
Скорость: высокая дозвуковая
Дальность: межконтинентальный
Потолок: 15 240 метров
Вооружение: обычное или ядерное оружие
Экипаж: два пилота

Комментарии закрыты.