Модули векторной тяги JetX для летающего автомобиля

Модули векторной тяги JetX для летающего автомобиля

Стартап JetX из Орландо планирует создать конфигурируемое шасси «летающего автомобиля» (eVTOL) и тестирует бесшумную модульную силовую установку, которая направляет тягу от лопастных или безлопастных вентиляторов, не наклоняя их, открывая некоторые интересные возможности дизайна.

Идея системы управления вектором движения состоит в том, чтобы статически встраивать двигательные установки в транспортное средство, а затем использовать один из нескольких различных методов для захвата исходящего от них воздушного потока и тяги и направления их вниз. JetX тестирует обычные канальные вентиляторы, а также жидкостные силовые установки, подобные «безлопастным вентиляторам на стероидах», которые использует Jetoptera.

JetX, похоже, не остановилась на конкретном методе управления вектором тяги. Действительно, он проектирует и тестирует системы, использующие подфюзеляжные закрылки, внешние закрылки, «вращающийся» вектор тяги, каскадные лопасти и ковши для выполнения этой работы. Поскольку компания планирует работать с другими авиаконструкторами, она оставляет варианты как можно более широкими, в значительной степени независимыми от источников энергии или силовых установок, кроме того, что они должны быть вентиляторами относительно небольшого диаметра, чтобы вписаться в систему вектора тяги JetX.

Есть и другие самолеты, которые используют вектор тяги в двигательной установке без наклона для целей вертикального взлета и посадки. Истребитель Lockheed Martin F-35B является одним из примеров, хотя он имеет значительное преимущество турбовентиляторного двигателя с форсажной камерой Pratt & Whitney F135, способного развивать тягу около 20 тонн-сил.

Ближе к окраине города JetX может быть девятиместный гибридно-электрический eVTOL с увеличенным радиусом действия, представленный Odys Aviation. В этой конструкции используются 16 пропеллеров среднего диаметра, жестко установленных вперед вдоль ромбовидного коробчатого крыла. Вдоль задней части каждого крыла есть закрылки, которые простираются до вектора тяги где-то между 75 и 85 градусами вниз от горизонтальной плоскости.

Вопрос здесь, конечно, в том, сколько энергии вы выбрасываете, изменяя вектор тяги вместо того, чтобы просто наклонять двигательные установки. Odys пока не желает раскрывать какие-либо цифры, соучредитель Odys Джеймс Доррис сказал: «Конечно, это не 100 процентов. Но это достаточно высоко, чтобы эта технология, учитывая снижение сложности и простота перехода того стоит».

Решение JetX выглядит очень аккуратно и может быть интересно упаковано на планере, но даже не зная точно, какие вентиляторы оно будет использовать или как оно будет перенаправлять тягу, нам кажется, что оно будет менее эффективным, чем дизайн Odys просто в силу того факта, что вы не можете установить вентиляторы среднего или большого диаметра в корпус его силовой установки. Вентиляторы меньшего диаметра с более высокой нагрузкой на диск потребляют больше энергии, чем вентиляторы большего размера, при заданной величине тяги.

Тем не менее, это интересная идея, и ее потенциально можно продуктивно использовать в сочетании с другими силовыми установками вертикального взлета и посадки, если цифры окажутся достаточно высокими, чтобы сделать ее стоящей.

JetX еще не находится на стадии создания прототипа собственного самолета для проверки системы; действительно, до этого момента он в основном занимался прототипированием и тестированием систем векторизации. Компания надеется работать с другими авиаконструкторами, чтобы представить систему, и рассматривает идею создания масштабируемой модульной платформы, на которой можно было бы спроектировать любое количество различных самолетов.

«Векторный» дизайн JetX: на данном этапе немного больше, чем рендеринг, но у компании есть амбиции

Такая платформа будет расширяться за счет включения аккумуляторов, силовых установок, авионики и гибкой рамы, способной поддерживать несколько различных конфигураций самолетов. Это позволит различным конструкциям совместно использовать предварительно утвержденные компоненты, снизив стоимость сертификации способом, в чем-то схожим с тем, что REE впервые применила со своими сверхконфигурируемыми платформами для электромобилей с плоским шасси.

Затраты на сертификацию самой JetX могут быть просто колоссальными, и что-либо подобное будет очень долгим. В настоящее время компания является самофинансируемой, хотя она была выбрана в качестве одной из 36 компаний, выбранных AFWERX для участия в демонстрации высокоскоростного вертикального взлета и посадки. JetX подала заявку на участие в программе исследований инноваций малого бизнеса через NASA, а также в программе акселератора Леонардо и теперь работает над тем, чтобы встать на ноги в качестве коммерческой организации.

«До недавнего времени большая часть нашей работы в прошлом году заключалась в подаче заявок на патенты», — сказал соучредитель Брайан Велсел. «Это было нашей главной целью и занимало большую часть нашего времени. Наша цель сейчас — найти финансирование».

Посмотрите короткое видео ниже, показывающее некоторые из испытательных стендов вектора движения в действии.

Источник: jetxus.com

Делитесь с друзьями:
Комментарии закрыты.