История Ferrari F40: легендарная спортивная машина 80-х

История Ferrari F40: легендарная спортивная машина 80-х

Ferrari F40 появилась следом за Ferrari 288GTO, и стала второй Ferrari с ограниченным количеством выпущенных единиц. Благодаря своей внешности, отличным ходовым качествам и гоночным технологиям, суперкар мгновенно стал самым желанным и затмил другие суперкары той эпохи, включая Porsche 959, Lamborghini Countach и даже собрата Ferrari Testarossa.

Тот факт, что Ferrari F40 и по сей день остается одним из самых брутальных и культовых суперкаров, не случаен. Он был вдохновлен процветающей ралли сценой класса B-Group 1980-х годов, которая была известна своей жестокостью и инженерной мыслью. 

Разработка суперкара

В 1985 году компания Porsche ошеломила публику на автосалоне во Франкфурте, представив концепт 959. С шестицилиндровым двигателем с турбонаддувом он имел на 50 лошадиных сил больше, чем его соперник Ferrari 288 GTO , и максимальную скорость на 15 км/ч выше. Он стал самым быстрым серийным автомобилем в мире. Но это было еще не все, благодаря умному рулевому управлению всеми четырьмя колесами и регулируемой подвеске, Ferrari подвинулась на второе место.

Джованни Разелли, тогдашний директор Ferrari, не сидел сложа руки, а сразу одобрил разработку еще более быстрого суперкара — F40. Номер 40 связан с тем, что автомобиль был выпущен в честь 40-летия Ferrari (Ferrari 125 был создан в 1947 году).

Официальная презентация 1987 года в Маранелло.

В 1987 году 89-летний Энцо Феррари впервые показал новый F40 в Маранелло. К сожалению, в следующем году он умер, это был один из величайших автомобильных деятелей, и F40 вошла в историю как последняя модель, одобренная самим Энцо.

F40 был разработан на основе экспериментальной модели GTO Evoluzione, гоночной версии, производство которой было прекращено после провала знаменитого ралли Группы B.

Они сохранили трубчатую структуру, но внешний вид был сделан из материалов, которые были доступны исключительно в Формуле 1. Корпус был сделан из углеродного волокна, огнеупорного материала кевлара и номекса. Пол, крыша и двери были изготовлены из композитных материалов. Это увеличило жесткость кузова на 20 процентов.

С самого начала Ferrari относилась к F40 как к гоночному автомобилю и убрала как можно больше ненужных элементов. Наибольший упор делался на вес, который должен был быть как можно меньше.

Заднее и боковые окна были выполнены из оргстекла, убрано механическое смещение стекол, пассажирский салон по-спартански был свободен от кондиционера, магнитолы, пассажирского бардачка, кожаных сидений, ковров и шумоизоляции. Они даже сняли дверные панели и крючки. Голую дверь украшала лишь стальная веревка для открытия.

Если смотреть на 288 GTO, то он был разработан как престижный автомобиль, чтобы баловать своих пассажиров, а F40 был узкоспециализированной гоночной моделью, которая поражала пуристов нерегулируемыми сиденьями из углеродного волокна, маленьким рулевым колесом Momo и алюминиевыми педалями.

Выезд F40 на дорогу

В F40 не было установлено никаких сложных технологий, как в Porsche 959. Это была классическая гоночная Ferrari, с центральным расположением двигателя и соотношением веса, близким к 50:50, это была настоящая заднеприводная ракета. Единственным «престижным» аксессуаром была регулируемая подвеска Koni. 

Рулевое колесо не имело гидроусилителя, а тормозная система не имела АБС. Массу удалось сэкономить за счет удаления вакуумных насосов и сложной гидравлической системы. Низкий центр тяжести вместе с облегченной конструкцией привели к отходу от философии Porsche.

Вес в итоге остановился всего на 1100 кг, а большую часть составлял восьмицилиндровый двигатель с двойным турбонаддувом и 32 клапанами. Двигатель был взят от модели GTO, но имел увеличенный рабочий объем 2936 куб. см и более высокую степень сжатия (1,1 бар). Он вырабатывал 352 киловатта мощности (478 лошадиных сил) при 7000 об/мин и 577 Нм крутящего момента.

Турбокомпрессоры IHI охлаждались парой интеркулеров Behr, а электронный впрыск топлива обеспечивал Weber-Marelli — те же компоненты, что и в гоночном автомобиле Формулы-1. Это был первый автомобиль в мире, который превышал 324 км/ч. Ferrari также предлагала дополнительную спортивную коробку передач без синхронизаторов для тех, кто хотел получить полное представление о гоночном автомобиле.

Создан для скорости

Ferrari F40 был первым серийным автомобилем, в кузове которого использовались в основном композитные материалы. Весь корпус был сделан из 11 панелей. Это стало возможным благодаря большим передним и задним кузовным блокам.

Большая задняя панель поднималась, чтобы обеспечить легкий доступ к двигателю. Дизайн экстерьера был разработан легендарной студией Pininfarina, а точнее Леонардо Фиораванти. 

Есть известная цитата Фиораванти, которая актуальна и по сей день: «Что мы сделали с F40, так это построили машину, которая мало уважает ограничения современности… Этот автомобиль для нас имеет особое значение. В этом мире слишком много компьютеров, слишком много технологий, и здесь мы восстановили дизайн автомобиля как эмоцию, как в старые времена. Это не ностальгия, но мы доказываем, что и сегодня возможно сделать автомобиль с человеческим подходом». F40 имеет одну из самых узнаваемых форм — заднее «крыло», выровненное по бокам автомобиля.

Стандартные колеса представляли собой пятиспицевые диски Speedline с одной гайкой на ступице Rudge. Шины Pirelli P Zero были созданы специально для Ferrari F40. За колесами находился комплект больших вентилируемых дисковых тормозов с перфорацией.

Вы можете заказать любой желаемый цвет, главное, чтобы он был красным. Автомобиль предлагался красного цвета с красными ковшеобразными сиденьями внутри.

Интерьер без излишеств

Интерьер был более чем простым, так как производительность F40 требовала этого. Красные гоночные сиденья, маленький гоночный руль Momo, обтянутая войлоком приборная панель и центральная труба. Не было никакой внутренней отделки, только простые или окрашенные композитные материалы, форма которых соответствовала их функциям. 

Забудьте о таких элементах комфорта, как электрические стеклоподъемники, все, что у вас было, это простые ручные стеклоподъемники или даже раздвижные панели, если вы купили автомобили ранних серий. Полы были без ковров, с использованием непокрытых композитных материалов. Перед водителем стоял набор перфорированных алюминиевых педалей, выглядевших так, будто они пришли прямо из гоночного автомобиля.

Голый, минималистичный интерьер позволял водителю сосредоточиться на вождении. Это также усилило ощущение, что вы находитесь внутри гоночной машины для дорог. F40 был машиной, предназначенной для езды, а не для отдыха и круизов по Французской Ривьере.

Ferrari F40 LeMans и Competizione

По словам Энцо Феррари, F40 никогда не предназначался для участия в гоночных трассах. Но это должно было случиться, и это произошло. Благодаря лоббированию со стороны Даниэля Марина, партнера французской компании-импортера Ferrari Charles Pozzi SA, Ferrari F40 получила шанс на гоночной трассе. Он убедил Ferrari позволить Микелотто из Падуи произвести серию гоночных вариантов F40. Эти гоночные версии F40 соответствовали правилам Международной ассоциации автоспорта.

Чтобы улучшить аэродинамику, они оснастили F40 LM более агрессивным обвесом, который добавил еще больше прижимной силы. Чтобы максимизировать прижимную силу на гоночной трассе, были разработаны и установлены ориентированное на трек переднее и заднее антикрыло. Они также добавили более широкие колеса, улучшенные тормоза, подвеску и усиленную коробку передач. Интерьер LM был еще более урезанным. Передние откидные фары были заменены на фиксированные фары за чехлами из лексана.

В Ferrari посчитали название LeMans слишком ограниченным и решили переименовать F40 LM в более традиционное Ferrari F40 Competizione. Michelotto построил всего 19 Ferrari F40 LM/Competizione, что делает их одними из самых желанных и коллекционных суперкаров на сегодняшний день. 

Жизнь F40 на гоночной трассе

Первое участие в соревнованиях F40 LM состоялось в 1989 году. Он дебютировал на этапе Laguna Seca Raceway IMSA в категории GTO и управлялся Жаном Алези. Ferrari F40 LM Evolution заняла третье место, опередив некоторых регулярных доминантов соревнований. В следующем сезоне гонщики Жан-Пьер Жабуй, Жак Лаффит и Херли Хейвуд, достигли трех вторых и одного третьего места в качестве своих лучших результатов.

В конечном итоге F40 больше не мог конкурировать с новым McLaren F1 GTR и в последующие годы не участвовал в гонках GT.

Ограниченный тираж Феррари Ф40

Как и Ferrari 288 GTO, F40 должен был быть выпущен ограниченным тиражом. Ferrari планировала выпустить всего 400 экземпляров, но затем быстро передумала, когда увидела, что спрос на F40 намного выше, чем ожидалось. В 1987 году новый Ferrari F40 стоил 400 000 долларов, что в пересчете на сегодняшние деньги составляет примерно 900 000 долларов. Это в 5 раз больше, чем 288 GTO. В итоге было выпущено 1315 автомобилей Ferrari F40.

Цены на Ferrari F40 резко выросли за последние годы. Но, как и в случае со всеми культовыми моделями Ferrari, история, состояние и пробег также играют решающую роль в цене. 7 августа 2020 года Gooding & Company провела первый онлайн-аукцион, на котором Ferrari F40 1992 года был продан за 1 628 000 долларов. Ferrari F40 LM был продан в 2019 году за ошеломляющие 5,5 миллиона долларов. Ожидается, что в будущем цена вырастет, поскольку люди начинают понимать, что автомобильный мир больше никогда не увидит ничего подобного.

Ferrari F40 был и всегда будет особенным. Легендарному статусу F40 способствуют несколько факторов. Внешний вид, рулевое управление, брутальный звук выхлопа, голый салон и скорость — вот лишь некоторые из них.

В 1987 году автор журнала Autocar Мел Николс выразился лучше всего: «Я еще не знаю, будет ли F40 послушен в пробках, страшен на мокрой дороге, резок на ухабистых дорогах или слишком шумен в дальних поездках. В нем нет места для багажа, и входить и выходить неудобно. Но я знаю одно: на ровной дороге это блестяще быстрая машина, послушная и обаятельная по своей природе; автомобиль требовательный, но не сложный в управлении, благословленный массивным сцеплением с дорогой и, что еще более важно, превосходным балансом и манерами. Вы можете использовать его производительность, максимально приближенную к уровню гоночного автомобиля, и наслаждаться им».

В наше время это утверждение остается в силе: с тех пор ни один автомобиль не был более ориентирован на гонки и по-прежнему разрешен для использования на дорогах, что обеспечило Ferrari F40 его культовый статус.

Комментарии закрыты.