История, обзор и факты о среднемоторном суперкаре Ferrari F430

История, обзор и факты о среднемоторном суперкаре Ferrari F430

Это был первый Ferrari, выпущенный в действительно большом количестве, и для своего времени это был самый чистый автомобиль для водителя из Маранелло. Он пришел на смену 360 Modena и представил дизайн Ferrari Enzo для более широкой клиентской базы. Как и все Ferrari, этот суперкар зарекомендовал себя на трассах по всему миру, став, таким образом, главным Ferrari своей эпохи. Речь идет о завораживающем автомобиле Ferrari F430, и это его история.

Предыстория F430

Все началось с выпуска замечательной Lamborghini Miura. В 1965 году на автосалоне в Турине Lamborghini представила концепт-кар P400 (впоследствии он стал называться Miura), который состоял только из шасси и трансмиссии. Что сделало его революционным в то время, так это расположение двигателя посередине автомобиля, что было устоявшейся концепцией для гоночных автомобилей, но не для дорожных спортивных автомобилей.

Поскольку конкуренция развивалась так быстро и неожиданно, Энцо Феррари не мог полагаться исключительно на свою проверенную формулу купе V12 GT. К тому моменту многие гоночные Ferrari уже полагались на среднемоторную компоновку, и, как опытный конструктор, г-н Феррари знал обо всех ее преимуществах. Однако он также думал, что этот тип расположения может быть полезным для его традиционных покупателей дорожных автомобилей. Наконец, команда инженеров Энцо окончательно убедила его дать зеленый свет разработке автомобиля, который мог бы соперничать с Miura и Countach. 

Lamborghini Miura

Первым дорожным автомобилем Ferrari со средним расположением двигателя стал 365 GT/4 Berlinetta Boxer, который стал ответом на Lamborghini Miura. Таким образом Энцо Феррари создал новую породу в своих конюшнях. Эти автомобили идеально вписались в клиновидную драматическую тенденцию 1970-х годов, которая позволила Ferrari адаптироваться и оставаться на абсолютной вершине суперкаров.

GT/4 Berlinetta Boxer

В дополнение к Berlinetta Boxer, Ferrari предусмотрела линейку превосходных суперкаров с более традиционными двигателями V8. 308 GTB был первым Ferrari с двигателем V8, расположенным посередине, и очень скоро, где-то в середине 1980-х годов, среднемоторная компоновка заменила переднемоторные модели GT, и Ferrari начала производить все больше и больше таких суперкаров. 

На рубеже тысячелетий производство расширилось, и модель 360 мгновенно стала иконой. Эта базовая форма и техническая компоновка превратились в окончательный пример середины 2000 года — Ferrari F430.

Дизайн: где будущее встречается с традициями

Дизайн F430 был разработан Фрэнком Стефенсоном и Pininfarina. В то время Стефенсон был автомобильным дизайнером, и в его портфолио было несколько крупных хитов. Помимо работы над культовым Ford Escort RS с китовым хвостом, он отвечал за возрождение Mini под руководством BMW, поэтому у него было присущее чувство переосмысления традиционных элементов и придания им нового свежего вида.

F430 Spider

Начиная с 2002 года Стивенсон работал директором подразделения концептуального дизайна и разработки Ferrari-Maserati, где он рассматривал и проектировал как концептуальные автомобили, так и серийные модели. F430 был одним из таких автомобилей.

По словам Стивенсона, задача была довольно короткой: топ-менеджеры хотели, чтобы он сохранил ключевые элементы Ferrari 360 и сделал их красивее для будущего наследника. Однако задача была не такой простой, потому что 360-й уже был потрясающим, но Стефенсон увидел в этом расплывчатом брифе возможность сделать линии более жесткими, которые, по его мнению, были слишком мягкими на 360 Modena.

Стефенсон придал больше четкости вентиляционным отверстиям, а фирменные круглые стоп-сигналы были перемещены вверх, чтобы придать Enzo более энергичный вид. Передняя часть также должна была быть переопределена, и Стивенсон искал вдохновения в F136 1961 года, автомобиле F1, разработанный Карло Чити. Характерный акульий нос F136 был идеальной драматической чертой, необходимой Стефенсону для завершения дизайна нового суперкара Ferrari.

Переработанный кузов F430 сохранил тот же коэффициент аэродинамического сопротивления 0,34, что и 360, но с функциональными изменениями. В качестве последнего штриха название F430 было напечатано на боковых зеркалах.

Конструкция и производительность

Хотя F430 разрабатывался как новый автомобиль, он унаследовал основные элементы от 360 Modena. Автомобиль был построен на основе алюминиевого шасси с пространственной рамой, разработанной в Alcoa. Американская компания сотрудничала с Ferrari во время разработки 360 Modena, что привело к решению, которое было на 40% жестче и на 28% легче шасси, чем традиционные стальные подрамники предыдущих автомобилей со средним расположением двигателя, таких как 348 и 355.  

Да, F430, возможно, разделял основные принципы конструкции с 360 Modena, но его бьющееся сердце было революционным для компании. До разработки F430 все двигатели Ferrari V8 были производными от V-образных двигателей Dino.

Долговечная серия двигателей V6 и V8 была задумана сыном Энцо Феррари Альфредо «Дино» Феррари, который, к сожалению, скончался в 1956 году, не успев увидеть законченный дизайн двигателя. Витторио Джано взял на себя проект, сначала сконструировав двигатель V6, который нашел свое место в серии автомобилей Dino, а затем представил V8. Двигатель Ferrari Dino использовался как в гоночных, так и в дорожных автомобилях, а 360 Modena была последней машиной из Маранелло, у которой он был под капотом.

В начале 2000-х Ferrari и Maserati, принадлежащие Fiat, объединили усилия для создания двигателя F136. Так называемый Ferrari-Maserati V8 впервые появился в купе Maserati 2001 года, а в 2004 году он нашел свое место внутри F430 как F136 E или F136 ED. Основные характеристики включали двойной распределительный вал, конструкцию с четырьмя клапанами на цилиндр с регулируемой фазой газораспределения, плоский коленчатый вал и сухой картер. Для достижения идеального объемного КПД клапаны и впускные патрубки были взяты непосредственно из программы Формулы-1. 

В своей базовой форме F136 V8 F430 имел 483 лошадиных силы при 8500 об/мин и 465 Нм крутящего момента при 5250 об/мин. Говоря о производительности по прямой, спринт 0-100 км в час занял 3,6 секунды с максимальной скоростью 315 км в час. 

Что касается трансмиссии, то был выбор между двумя агрегатами. Большинство покупателей выбрали современную трансмиссию F1, секвентальную механическую коробку передач с автоматическим сцеплением и подрулевыми переключателями передач за рулем.

В качестве обновления по сравнению с 360 Modena рулевое колесо с циферблатом манеттино на F430 позволило владельцу точно настроить характер своего автомобиля. Переключатель F1 был необязательным дополнением, но он использовался более чем в 80% всех когда-либо произведенных автомобилей F430. Классическая механическая коробка передач менее эффективна, чем коробка передач F1, но она предлагает более традиционный, более захватывающий опыт, а также является как бы сертификатом коллекционного автомобиля.

Впервые на всех автомобилях F430 был применен электронный дифференциал E-Diff. Эта функция была взята непосредственно из гоночной программы F1. Она известна тем, что эффективно передает крутящий момент на колеса даже при чрезвычайно высоких перегрузках на поворотах, значительно улучшая сцепление с дорогой по сравнению с предыдущими автомобилями.

Тормоза были совместно разработаны Bosch и Brembo, в результате чего в чугунных тормозных дисках с поперечным перфорированием с молибденовым усилением используются четырехпоршневые суппорты для обеспечения оптимальной тормозной способности. Образцы, выпущенные с 2008 года до конца производства, в стандартной комплектации оснащались более эффективными углеродно-керамическими тормозами, тогда как до 2008 модельного года они стоили 20 000 долларов.

Специальные варианты Ferrari F430

Помимо стандартного F430 с жесткой и мягкой крышей, Ferrari выпустила несколько специальных вариантов для тех, кто ищет больше адреналина, изысканности или эксклюзивности.

F430 Scuderia

В варианте F430 Scuderia, Ferrari добавила больше мощности при одновременном снижении веса, в результате чего 510 л.с. сочетались с кузовом, который стал легче на 100 кг. Чтобы сбросить вес, Ferrari лишила F430 всей ненужной роскоши, заменив кожаные сиденья простыми легкими ковшами и широко используя углеродное волокно как внутри, так и снаружи.

Однако увеличение мощности и потеря веса были не единственными улучшениями. F430 Scuderia получил более быстрое переключение передач благодаря усовершенствованному программному обеспечению для автоматической коробки передач.

Улучшенная управляемость была достигнута за счет электронного дифференциала E-Diff и тяги F1-Trac (которая изначально появилась на 599 GTB), а улучшенные тормоза обеспечили большую хваткость. F430 Scuderia это полностью сосредоточенный на характеристиках для трека суперкар.

Scuderia Spider 16M

F430 Scuderia был доступен только в виде купе с жесткой крышей, поэтому, когда Ferrari одержала победу в своем 16 -м чемпионате мира среди конструкторов Формулы-1, они воспользовались шансом представить вариант с открытым верхом под названием Scuderia Spider 16M.

Этот очень ограниченный выпуск из 999 автомобилей имел те же характеристики двигателя, что и F430 Scuderia, но его был уменьшен еще на 80 кг.

Шасси было усилено, чтобы справиться с возросшей мощностью, поэтому Scuderia Spider 16M предлагал такие же общие характеристики, как и его аналог с жесткой крышей, но с захватывающим ощущением гоночного автомобиля с открытым верхом.

SP1 F430

F430 дал старт программе Ferrari Portfolio Program , внутреннему отделу, занимающемуся созданием уникальных сборок для самых взыскательных клиентов. Создание уникальных Ferrari не было чем-то новым, так как многие состоятельные владельцы Ferrari искали свой путь к эксклюзивности, поручая некоторым производителей кузовов создавать уникальные произведения искусства из своих гарцующих лошадей. 

Ferrari хотела предложить тот же уровень обслуживания прямо с завода, и первым персонализированным Ferrari, выпущенным этим отделом, был SP1 (Special Project 1), уникальное творение, созданное по заказу Дзюнъитиро Хирамацу, выдающегося японского бизнесмена и страстного коллекционера Ferrari.

Кузов Ferrari SP1 был разработан самим Леонардо Фиораванти из Pininfarina с некоторыми элементами стиля концепт-кара Ferrari F100 1998 года. 

Участие в гонках

Богатое гоночное наследие Ferrari не обошло стороной и F430. Помимо того, что F430 был официальным автомобилем заводской гоночной серии Ferrari Challenge, он успешно участвовал в многочисленных гоночных сериях. Итак, это краткий обзор готовых к гонкам вариантов F430.

F430 Challenge

Ferrari F430 был частью гоночной серии Ferrari Challenge с 2006 по 2011 год. Для этой цели Ferrari выпустила ограниченную серию автомобилей Ferrari F430 Challenge. Выходная мощность этих автомобилей осталась прежней, но весь лишний вес был сброшен, а также было внесено несколько изменений и улучшений. 

Модификации включали модернизированную трансмиссию F1 с измененным передаточным числом главной передачи и изменениями пятой и шестой передач. Затем выхлоп был полностью открыт, контроль тяги и система устойчивости, а E-Diff был заменен механическим дифференциалом. Подвеска была модифицирована для гонок, тормоза были карбоновыми, а также были установлены специальные колеса BBS с центральной гайкой для более быстрых пит-стопов. 

F430 GTC

Премьера этого гоночного варианта состоялась в 2006 году. Он был построен отделом Ferrari Corse Clienti и Michelotto Automobili. F430 GTC участвовал в соревнованиях класса GT2 серии FIA GT, серии Ле-Ман и 24 часа Ле-Мана.

Чтобы соответствовать своду правил FIA GT2, автомобили должны были иметь определенный минимальный вес и определенный объем двигателя. Вот почему двигатель V8 объемом 4,3 л пришлось уменьшить до 4,0 л, чтобы конкурировать в классе GT2 от 3,8 до 4,0 л того времени, которому разрешалось участвовать в гонках с минимальным весом 1100 кг.

Этот вариант двигателя F136 V8 производил 439 лошадиных сил, и в дополнение к меньшей мощности, чем базовый F430, он также был на 50 кг тяжелее. Тем не менее, сбрасывая весь лишний вес с остальной части автомобиля, этот недостаток был компенсирован, поэтому F430 GTC получил лучшее соотношение мощности и веса.

F430 GT3

Другой гоночный вариант, F430 GT3, был в значительной степени основан на автомобиле F430 Challenge, а это означало, что он имел тот же 4,3-литровый двигатель V8, но с увеличенной до 550 лошадиных сил выходной мощностью. Однако GT3 должен был иметь отношение мощности к весу 2,6 кг / л.с., чтобы соответствовать правилам, поэтому его вес был на 119 кг больше, чем у F430 GTC спецификации GT2. Из-за этого F430 GT3 был медленнее, хотя номинально был мощнее.

Коллекционный автомобиль

F430 — важная машина для современных итальянских суперкаров из Маранелло по многим причинам. Прежде всего, он ввел Ferrari в новую эру V8, сохранив при этом похотливую закрытую механическую коробку передач — один из традиционных элементов старых времен. 

Во-вторых, автомобиль отличается поразительным новым дизайном, отдающим дань славному прошлому за счет включения исторической ДНК. Эти функции соответствуют всем критериям желательности, и, поскольку возраст первых экземпляров приближается к 20-летнему, можно с уверенностью сказать, что это бесспорная современная классика.

Конечно, недостатком F430 является относительно большое количество построенных экземпляров. С другой стороны, это отличная новость для энтузиастов, так как этот суперкар будет относительно доступным в качестве автомобиля выходного дня, в США цены начинаются от 100 000 $.

В то время как более амбициозные коллекционеры будут охотиться за самыми редкими из редких: F430 Scuderia, Scuderia Spider 16M и экземплярами с небольшим пробегом, особенно если они с механической коробкой передач. F430 Challenge, F430 GTC и F430 GT3 также будут продаваться по более высокой цене, поскольку они хранят часть истории гонок, а также имеют право участвовать в исторических гонках в будущем.

F430 одновременно грациозен и устрашающ, как и положено суперкару Ferrari. Определенно красивый, F430 даже больше, чем это. Это воодушевляющая машина для водителя, которая пробуждает все чувства, и это ее величайшее качество, независимо от того, что говорят цифры.

Комментарии закрыты.