История итальянского кузовного ателье Zagato

История итальянского кузовного ателье Zagato

Компании трудно оставаться актуальной в течение столетия — еще труднее, если она занимается мелкосерийным, высокоиндивидуальным промышленным дизайном, — и тем не менее сегодня семейный кузовной завод Zagato работает более 100 лет со дня своего основания. 

Zagato был свидетелем и влиятельным лицом первых лет безлошадной повозки, позже способствовал росту конкурентоспособности Alfa Romeo и Ferrari, и, несмотря на то, что во время Второй мировой войны все производство превратилась буквально в руины, бренду удалось стать послевоенным источником информации о дизайне, зарабатывая влияние в автоспорте на чемпионатах мира Гран-при. Дизайн вызывает восторг, но за зубчатой ​​буквой Z скрывается нечто большее, чем красивая алюминиевая шильда.

Укоренившаяся в традициях, но не слишком упрямая, чтобы отставать от безжалостного хода времени и массового производства, компания Zagato всегда находила способ создавать шедевры. В течение 20-го века, конкуренты Zagato вымерли в массовом порядке. Но компания Уго Загато была почти основана на идее адаптации, и два поколения сыновей, которые возглавили знаменитую Z, разделяют хорошие гены.

История начинается в 1919 году, когда Уго решил отказаться от работы в области аэронавтики, которой он занимался во время Первой мировой войны, оставил свою работу в Управлении аэронавтики в Помилио и в 1919 году открыл собственное предприятие в Милане с намерением строить и ремонтировать самолеты и автомобили — кое-чему из последних он научился десять лет назад во время короткой работы в Carrozzeria Varesina, а также имел в кармане небольшой опыт в металлургии.

1920-е годы принесли много изменений (как это обычно бывает в послевоенные десятилетия), и Уго Загато внес свой вклад в эволюцию автомобиля за это время. Сконструировав свои кузова с помощью методов, которым он научился при проектировании самолетов, а затем начав придавать им форму, напоминающую нечто более аэродинамическое, чем прямоугольник с колесами, Уго применил функциональный тип кузовостроения, который быстро привлек внимание растущего автоспортивные группы той эпохи.

Alfa Romeo окажется особенно важным партнером для бренда Zagato в последующие десятилетия, и они оба добились успеха на раннем этапе сотрудничества. Наиболее примечательными являются гоночные автомобили Alfa Romeo 6C, которые были разработаны Витторио Яно собственными силами. Первый Mille Miglia выиграл автомобиль, построенный Officine Meccaniche, но с 1928 по 1930 годы почести доставались 6C с кузовом Zagato.

Alfa Romeo 6C

Энцо Феррари поручил компании Уго переоформить его гоночные автомобили Alfa Romeo, а позже и несколько автомобилей, носивших собственно имя Ferrari. Zagato получала больше проектов в 1930-х годах после успеха своих усилий с гоночными автомобилями Alfa Romeo, а Уго доводил свои авиационные разработки до новых пределов. 

Однако это никогда не было целью, крайний взгляд, просто побочный продукт философии, сильно отягощенной функционализмом и рационализмом. Lancia Aprilia Sport Zagato, изображенная ниже, представляет идеалы того времени в студии Zagato. Этот автомобиль, хотя и является воссозданием несуществующего оригинала, также стал успехом Mille Miglia, а не просто красивой конфеткой, заняв первое место в своем классе в гонке 1937 года и четвертое место в общем зачете.

Lancia Aprilia Sport Zagato

Вторая мировая война начала снижать международное настроение примерно в то же время, и, хотя Уго покинул Милан в начале войны, производство Zagato все еще располагалось в городе, и в конце концов в 1943 году оно было поражено бомбами Королевских ВВС. Ничего не оставалось делать, как начать с нуля, и после непродолжительного пребывания в штаб-квартире Саронны, Загато возвратился в столицу несколько лет спустя, когда война закончилась. 

В то время автомобильные проекты в Европе, как правило, были нацелены на более мелкие и дешевые машины с небольшим использованием оптимизированного кузова, Zagato все же находила себе клиентов. Идея спортивных автомобилей класса Grand Touring от Zagato.

Volvo GTZ

Еще раз опираясь на свой опыт проектирования самолетов, Уго определил Zagato 1940-х годов своими новыми купе. Сосредоточив внимание на легких, воздушных крышах, которые обеспечивали видимость и комфорт (хотя, возможно, не в особенно солнечные дни) их пассажирам, панорамный дизайн предвосхитил легкие купе, которые выйдут на передний план автоспорта в 1950-х и 60-х годах. Для создания таких автомобилей, как Ferrari 166 MM Panoramica (на фото ниже), Уго, как всегда, использовал проверенные легкие материалы и в значительной степени выиграл от недавнего изобретения под названием плексиглас, которое сделало большие теплицы жизнеспособными вариантами для автоспорта.

К концу 1940-х годов категория GT уже была официально учреждена, и один из сыновей Уго, Элио, зарекомендовал себя не только плодовитым, но и компетентным гонщиком-любителем. Элио, один из первых участников гонок GT, работал со своим отцом над тем, чтобы имя Загато упоминалось в разговорах о конструкторах. Так начались многолетние отношения с Aston Martin.

Ferrari делала высококлассную работу по завоеванию гонок, сердец и умов с их различными моделями, поскольку 1950-е превратились в 1960-е, но и Aston Martin хотел в этом участвовать. DB4 сам по себе был триумфально красивым автомобилем, и у бренда уже были более неплохие характеристики в DB4 GT, но интерпретация Zagato, возможно, продвигает автомобиль еще дальше по осям производительности и стиля. В 1950-х годах Zagato разработала множество моделей GT для Fiat, Maserati, Lancia, Ferrari и многих других.

Aston Martin DB4 GT

Элио продолжал играть важную роль в компании в 1960-х годах (официально вступил во владение в 1968 году после смерти Уго) и помог спровоцировать переход компании к увеличению объемов производства, чтобы не отставать от темпов производства, необходимых на рынке. Производство Zagato было перенесено в более просторное помещение недалеко от Арезе (все, кроме примыкающего к собственному новому заводу Alfa), и началось производство кузовов, которые можно было сочетать с предварительно упакованными механическими деталями, в отличие от более одноразового подхода. 

Ему не суждено было стать крупным сборочным предприятием или фабрикой, управляемой конвейерными лентами и настенными часами, но Элио обеспечил выживание бренда, когда многие другие, сопротивлявшиеся изменениям, столкнулись с последствиями.

Alfa Romeo Giulietta SZ

В 1960-х Zagato и Lancia установили прочные отношения (Zagato производил модели Sport для линейки Lancia почти десять лет), и Alfa Romeo также снова стала сильным партнером после успеха Giulietta SZ и ее версии Coda Tronca с хвостом Камма (на фото выше). С трубчатой ​​рамой Alfa Romeo Giulia TZ и TZ2, основанной на последнем дизайне, Zagato снова удалось создать что-то очень целеустремленное, в данном случае корпус из сверхлегкого сплава, обернутый поверх рамы Alfa Romeo.

Alfa Romeo Giulia TZ

1970-е были менее плодотворным временем для Zagato, но они все еще были частью духа времени, который стремился превратить каждый изгиб автомобиля в измеримый угол. Alfa Romeo Junior Zagato была одной из самых решительных интерпретаций нового механизма с кузовом из композитного материала. А радикально странный проект Cadillac NART представлял собой некоторые из уникальных моделей, которые Zagato создавала в то время. 

Cadillac NART

В какой-то момент большое красное купе, которое, по-видимому, было разработан сыном Луиджи Чинетти, был многообещающим кандидатом для ограниченного заводского производства на GM.

В 1980-х и 1990-х годах к Элио присоединился его собственный сын Андреа, будущий управлявший Zagato. Андреа помог открыть новую эру для компании, не отставая от процессов и технологий большого мира автомобилестроения, сохраняя при этом идентичность бренда как индивидуального и особенного. Использование компьютерного программного обеспечения для проектирования и производства автомобилей все еще находилось в зачаточном состоянии, когда Zagato внедрила их.

Alfa Romeo SZ

Они работали в 1990-х годах над такими автомобилями, как Alfa Romeo SZ и RZ, а также выпусками Aston Martin Vantage и Volante Zagato, производственные цифры все еще были низкими, несмотря на то, что сам процесс был оптимизирован благодаря компьютерным приложениям. 

Aston Martin Vantage Zagato

Андреа Загато и его жена Марелла Ривольта (да, та самая Риволта) расширили сферу деятельности Zagato в 1990-х годах, превратив компанию в студию дизайна 21 века, которая занимается проектами, выходящими за рамки автомобилей. В рамках этого нового подхода они консультировали по проектам в области транспорта и промышленного дизайна, но основной бизнес специальных автомобилей с кузовом Zagato не был вытеснен поездами и троллейбусами. 

В течение 2000-х автомобильная продукция Zagato восходит к ранним дням GT, когда появились культовые конструкции крыши с двумя выпуклостями и хвосты kamm, которые стали определяющими элементами дизайна Zagato. Вместо того, чтобы пытаться полностью модернизироваться, дизайн стал опирается на формы 1950-х и 60-х годов, но с современными пропорциями.

В последнее десятилетие Андреа и Марелла более непосредственно подошли к истории Zagato. В перерывах между сотрудничеством с Aston Martin и другими ограниченными партиями для крупных автопроизводителей, Zagato также воссоздает утерянные автомобили из своей временной шкалы, включая вышеупомянутую Ferrari 166 MM Panoramica, а так же Porsche 356 Speedster. 

Porsche 356 Speedster Zagato

Наряду с точными воссозданиями, они также создают новые эволюционные шаги, такие как Alfa Romeo TZ3 Stradale (на фото ниже), который обновляет внешний вид и возможности оригинальных автомобилей для нового века.

Одним из последних проектов итальянского автопроизводителя стал Iso Rivolta GT Zagato. Ателье представило этот суперкар в 2021 году ограниченным тиражом — 19 экземпляров. Iso Rivolta GT Zagato имеет кузов из углеродного волокна. Ателье объединило итальянский стиль с американским двигателем V-8 от Chevrolet Corvette Z06. Каждый из 19 автомобилей собирается вручную в Милане, Италия. По оценкам, на каждое издание уходит более 2500 часов работы. Многие компоненты Iso Rivolta созданы специально для единственного в своем роде автомобиля.

Iso Rivolta GT — это больше, чем просто редкий предмет коллекционирования, который можно выставить на обозрение в выставочном зале. Это автомобиль, который работает на высоте. Легкий корпус и мощный двигатель делают его силой, с которой нужно считаться. Общая снаряженная масса автомобиля составляет всего 1200 кг. Он оснащен 6,2-литровым двигателем LT4-V-8 с наддувом, который обеспечивает достаточную скорость и крутящий момент. Автомобиль мощностью 660 лошадиных сил разгоняется с места до 100 км в час менее чем за 3,5 секунды в тестовых испытаниях. Это благодаря крутящему моменту в 880 Нм. Он достигает максимальной скорости 315 км в час.

Комментарии закрыты.