История Spyker. Суперкары из Нидерландов

История Spyker. Суперкары из Нидерландов

Если бы вам сказали назвать европейскую страну, которая специализируется на производстве автомобилей, вы, вероятно, подумали бы о более известных странах ЕС, таких как Германия, Италия, Франция, Великобритания, а теперь и Швеция. Но что, если я скажу вам, что голландцы занимаются производством автомобилей с начала двадцатого века? Представляем Spyker, голландского производителя автомобилей с богатой историей, который сначала поднялся в небо, производя самолеты во время мировых войн, чтобы затем выпускать автомобили, созданные на основе самолетов.

Компания Spyker построила несколько знаменательных машин, таких как голландская королевская карета, которая иногда используется голландской монархией, знаменитый самолет, который помог ВВС Нидерландов пережить обе мировые войны, автомобили, опередившие свое время, причем один из них был самым быстрым в мире. 

Основание компании Spijker

В 1880 году два голландских брата, Хендрик Ян и Якобус Спийкер, решили создать свою автомобильную компанию Spijker. У них обоих был большой опыт в металлообработке, так как они оба были кузнецами. Базируясь в маленьком городке Хилверсюм в Нидерландах, в то время они строили конные экипажи для покупателей более высокого класса. В 1898 году голландская монархия поручила им построить специальный вагон Golden Coach, который используется до сих пор.

После этого специального заказа бизнес братьев вырос в геометрической прогрессии. Их маленькая фабрика в Хилверсюме не могла справиться с возросшим спросом, поэтому они решили переехать в Тромпбёрг, столицу Нидерландов Амстердам, и купили еще большую фабрику. В 1899 году они начали производство автомобилей. Будучи одним из первых производителей автомобилей, они представили две свои первые модели после года разработки, двухцилиндровые автомобили мощностью 3 или 5 лошадиных сил, построенные аналогично Benz Motorwagen. Это была самая мощная машина того времени.

В 1903 году неуклюжее название компании Spijker было изменено на Spyker. Вскоре после этого Spyker начала производить автомобили с четырехцилиндровыми двигателями. Они построили автомобиль с пятицилиндровым оппозитным двигателем под названием Spyker 5HP с 5 лошадиными силами. Также в разработке находился двигатель с водяным охлаждением мощностью 6 лошадиных сил. Тем не менее, именно легендарный гоночный автомобиль Spyker 60HP Grand Prix покорил мир, оснащенный ошеломляющим 60-сильным двигателем, автомобиль в то время не имел себе равных по мощности.

Spyker 60HP Grand Prix

Это был первый в мире автомобиль с передним расположением двигателя и полным приводом. Кроме того, это был первый в мире автомобиль с шестицилиндровым двигателем, который опередил конкурентов по ускорению, максимальной скорости и управляемости. Это произвело революцию в автомобильной промышленности, поскольку об удивительных подвигах, достигнутых братьями Спийкер, раньше даже не думали или считали невозможными.

Дебют в автоспорте

Spyker также был хорошо известен в сфере автоспорта. Одной из заметных побед в гонках стало ралли Пекин-Париж в 1907 году. Представьте себе, что 24 часа Ле-Мана и ралли Дакар объединены в одну гонку, на гоночной трассе которой находится весь азиатский континент и три четверти Европы. Это была самая престижная гонка своего времени перед Ле-Маном. 

Компания выиграла гонку на модифицированном Spyker 14 / 18, приспособленном для выживания в суровых условиях ралли. Автомобиль имел огромное преимущество перед конкурентами благодаря недавно разработанной системе полного привода. Французскому автогонщику М. Годдару понадобилось шесть месяцев, чтобы преодолеть 15 000 километров по двум континентам.

Spyker 14/18

В начале Первой мировой войны все производственные предприятия были переведены на поддержку военных государства. Spyker объединилась с голландским производителем самолетов NV и начала строить самолеты, используя свой опыт в области металлообработки. В результате этого слияния Spyker определили, каким должен быть их девиз. «Nulla Tenaci Invia est Via», что в переводе с латыни означает «Нет непроходимых дорог». 

Всего Spyker произвела 100 самолетов и 200 авиадвигателей. После окончания мировых войн Spyker выпустила C1, автомобиль, вдохновленный самолетами, с более аэродинамическими характеристиками, чем автомобили квадратного сечения, построенные в то время. Основываясь на своем опыте создания боевых самолетов, они построили его как шоу-кар, поскольку большинство его функций все еще были запрещены для использования на дорогах. Было выпущено очень ограниченное количество C1.

Spyker C1

Spyker за время своего существования побил два очень престижных рекорда. Spyker Tenax побил мировой рекорд выносливости. Он преодолел 30 360 километров в условиях суровой европейской зимней погоды, опередив предыдущего рекордсмена Rolls-Royce на 6 000 километров. Это была масштабная маркетинговая кампания для Спайкер, доказавшая всему миру, что автомобили, которые они производят, соответствуют высоким стандартам качества и долговечности, что позволяет им выдерживать суровые зимние условия и при этом работать как часы.

Однако известный гонщик Селвин Эдж считал, что технологии достаточно продвинулись, чтобы попытаться побить мировой рекорд скорости в 1907 году. Он поручил Spyker построить автомобиль на заказ, поскольку в то время они были известны своей скоростью и престижем. Оснащенный новым обтекаемым и легким гоночным кузовом, Spyker C4 проезжал в среднем 120 километров в час в течение двух двенадцатичасовых периодов, что сделало Spyker мировым рекордсменом среди самых быстрых автомобилей в мире. Это была Koenigsegg Agera RS своего времени.

Spyker C4 1921 год

К сожалению, один из основателей Spyker, Хендрик-Ян Спийкер, умер на обратном пути в Нидерланды из Англии, когда затонул паром SS Berlin, на котором он находился. Его смерть принесла компании большие убытки, вплоть до банкротства. Было предпринято несколько попыток возродить бренд, одна из которых заключалась в том, что группа инвесторов переняла компанию у ее второго основателя Якобуса Спийкера. Им удалось возобновить производство, и они изо всех сил пытались сохранить компанию, но потерпели неудачу.

Возрождение компании Spyker

Виктор Мюллер и Маартен де Брюйн возродили имя Spyker в 1999 году. Год спустя, на автосалоне в Бирмингеме в 2000 году, они представили свой первый автомобиль Spyker C8. Богатая история Spyker по созданию самолетов отражена в дизайне автомобиля. До C8 был построен еще один автомобиль Spyker Silvestris, который предвещал появление новых автомобилей Spyker. 

Spyker C8 Laviolette

Автомобиль выпускался в двух вариантах кузова: Laviolette и Spyder. Оба оснащены 4,0-литровым двигателем Audi V8 мощностью 400 лошадиных сил. У него было время разгона от 0 до 100 километров в час за 4,5 секунды, а максимальная скорость составляла 300 километров в час. 

Spyker снова начала участвовать в автоспорте, на этот раз с гоночным вариантом C8 Double 12 R, участвовавшим в кубке GT3. Вскоре был выпущен легальный дорожный вариант ограниченного тиража под названием C8 Double 12 S. В 2006 году они выпустили концепцию D8 Peking-to-Paris, концепцию супервнедорожника, созданную в честь победы в ралли Пекин-Париж 1907 года на 75-м Женевском международном автосалоне.

Spyker D8 Peking-to-Paris

В 2006 году Spyker приобрела команду Midland Formula 1, и благодаря этой покупке они впервые в истории компании вошли в Формулу 1. Год спустя Spyker представила вторую модель в своем модельном ряду, C12 LaTurbie, разработанную Zagato, престижной дизайнерской компанией, ответственной за создание одних из самых красивых автомобилей на дорогах сегодня. В 2007 году также дебютировал роскошный автомобиль Grand Touring с классическим и ретро языком дизайна самолетов Spyker. В 2009 году Spyker снова принял участие в гонках на выносливость, на этот раз в гонке «24 часа Ле-Мана» 2009 года, заняв пятое место в своем классе на C8 Laviolette GT2R.

C12 LaTurbie
C12 LaTurbie

В 2010 году Spyker представила C8 Spyder. В том же году GM заключила соглашение со Spyker о продаже крупной доли Saab, шведский производитель автомобилей, который также специализировался на производстве самолетов. GM будет управлять производственным процессом будущих автомобилей, а также поставлять для них двигатели, а Spyker будет управлять финансовыми аспектами компании. Однако в феврале 2010 года Spyker полностью выкупила Saab у GM.

Салон Spyker C8

Финансовые трудности

К сожалению, Spyker потерял много денег, поэтому они решили снова продать Saab. Генеральный директор Spyker Виктор Мюллер предпринял несколько попыток спасти компанию за счет приобретенного финансирования. В 2011 году было объявлено о создании совместного предприятия с китайской компанией Hawtai, которое развалилось всего через неделю. После этой неудачной попытки они стали партнерами китайского производителя Youngman, а также открыли дилера в Китае, чтобы попытаться получить прибыль за счет продаж в Китае. Saab был полностью продан за 100 миллионов евро. Однако его бывшая материнская компания General Motors не одобряла этого и прекратила предоставление лицензий на использование и продажу своей продукции новым владельцам. В результате Saab объявил о банкротстве.

Год спустя Spyker пошел по стопам Saab, подав заявление о банкротстве. Компания была продана российскому бизнесмену Владимиру Антонову, бывшему акционеру Spyker. Он согласился заплатить за компанию 15 миллионов евро, но сделка сорвалась. Производственный партнер Spyker пытался поглотить компанию, но тоже потерпел неудачу. Они отчаянно нуждались в хоть какой-то финансовой помощи, пока в 2015 году не случился перелом…

B6 Venator

Spyker полностью реструктурировала свое управление и работу. Пока компания переживала финансовые трудности, были выпущены два прекрасных концепта: B6 Venator и B6 Venator Spyder, два роскошных концепта GT, которые, к сожалению, так и не были произведены. Поскольку текущий C8 устарел, они решили спроектировать и разработать совершенно новый концепт C8 Preliator.

Вдохновленный авиацией, это был роскошный Grand Tourer с классическим языком дизайна самолетов и автомобилей. Он предлагал редкое сочетание наследия, дизайна, мастерства, производительности и эксклюзивности. Двухдверный спортивный автомобиль со средним расположением двигателя дебютировал на ежегодном международном автосалоне в Женеве в 2016 году. Год спустя на Женевском автосалоне 2017 года был представлен C8 Preliator Spyder.

C8 Preliator

Также была заключена сделка в компании с Koenigsegg. Шведский производитель гиперкаров будет поставлять двигатели V8, которые используются Agera RS, Regera и One:1. Он заменит стареющий Audi V8, который они используют в своей линейке. Но по словам представителя Koenigsegg Стива Уэйда, Spyker не выполнила условия, поэтому они так и не построили двигатели для компании».

В течение своего перезапущенного жизненного цикла компании Spyker удалось изготовить и доставить клиентам около 300 готовых дорожных автомобилей, и все они быстро стали востребованными покупками, когда они появились и на подержанном рынке. В 2021 году Виктор Мюллер объявил о втором банкротстве (первое произошло в 2014-м), но в 2022 году появились новости о возвращении на рынок, благодаря российским бизнесменам. История компании продолжается …

Салон C8 Preliator
Комментарии закрыты.