История трех поколений Mazda RX-7

История трех поколений Mazda RX-7

Mazda RX-7 стала результатом высокорискованной стратегии Toyo Kogyo Corporation по внедрению новой и непроверенной технологии двигателей Ванкеля, с помощью которой они зарекомендовали себя как новаторы в области новых технологий. Три автопроизводителя попытались это сделать: NSU в Германии, Citroën во Франции и Mazda в Японии. Из трех попыток довести роторный двигатель Феликса Ванкеля до уровня обычной производственной надежности сломали NSU, почти сломали Citroën, но оказались заслугой Mazda.

Единственным наиболее важным технологическим препятствием на пути преобразования двигателя Ванкеля из ненадежного прототипа в надежный серийный двигатель было решение проблемы краевого уплотнения ротора. Инженеры Mazda были теми, кто наткнулся на решение проблемы, создав свои углеродно-алюминиевые уплотнения, которые решили проблему вибрации краев ротора, которая выдавливала внутреннюю часть корпуса двигателя.

Mazda Cosmo 1968 года

С их версией двигателя Ванкеля, пригодной для производства, Mazda нуждалась в подходящем «транспортном средстве», чтобы продемонстрировать его. NSU совершила ошибку, запустив свой двигатель Ванкеля в производство до того, как они достигли тех технологических достижений, которые были у Mazda, и они усугубили ошибку, установив свой двигатель на довольно обычный седан NSU Ro80, и при этом не смогли продемонстрировать технологию замечательным образом. 

С другой стороны, Mazda решила сделать то же, что и британский производитель автомобилей Jaguar, когда они впервые представили свой новый двигатель DOHC XK после Второй мировой войны: они установили его на красивый и экзотический спортивный автомобиль Jaguar XK120.

Таким образом, Mazda решила продемонстрировать свой роторный двигатель Ванкеля в спортивном автомобиле «космической эры», и этим автомобилем была Mazda Cosmo, впервые показанная в 1964 году на Токийском автосалоне.

Mazda Cosmo должна была стать «автомобилем-ореолом» компании, и одной из стратегий, которую Mazda использовала для доказательства своей надежности и скорости, было участие двух слегка модифицированных Cosmo в 84-часовом марафоне Marathon de la Route на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг в Германии. У одной машины отказала ось на 82-м часу, а другая завершила дистанцию ​​и заняла достойное четвертое место. Mazda доказала, что двигатель Ванкеля является отличным двигателем для спортивных автомобилей, и это привело к тому, что они установили их в автомобили, ориентированные на производительность. Mazda Cosmo производилась ограниченным тиражом до 1972 года.

Тот же роторный движок компания стала устанавливать на свое небольшое легкое купе RX-3 Savannah, которое с большим успехом участвовало в автомобильных гонках. RX-3 был довольно недорогим автомобилем с высокими характеристиками, и он положительно ассоциировал двигатель Ванкеля с именем Mazda. Все, что было необходимо Mazda в качестве последующей стратегии, заключалось в том, чтобы создать доступный серийный спортивный автомобиль, оснащенный этим уникальным роторным двигателем. Они решили построить что-то примерно того же размера и стиля, что и Lotus Elan: так родился RX-7.

Mazda RX-7 Savannah первого поколения

(серия 1 1978-1980, серия 2 1981-1983, серия 3 1984-1985)

Mazda RX-7 также была названа «Саванна», как и купе RX-3, но это был совершенно другой автомобиль. Разработанный командой под руководством Матасабуро Маэда, новый RX-7 поступил в продажу вместе с парой других автомобилей Mazda с роторным двигателем; серия Mazda RX-5 Cosmo CD, которая последовала за оригинальным Cosmo, но имела совершенно новый дизайн, и роскошный седан Mazda Luce, который часто также продавался с поршневым двигателем как Mazda 929.

Mazda максимально использовала безопасные и предсказуемые традиционные технологии в своем новом спортивном автомобиле. Передняя подвеска была McPherson Strut со стабилизатором поперечной устойчивости, одним из наиболее распространенных типов, используемых на японских автомобилях, в то время как сзади была неразрезная ось, поддерживаемая довольно сложной четырехрычажной системой в сочетании с Watts Linkage, винтовыми пружинами по всему периметру.

В типичном японском стиле того времени передние тормоза были дисковыми, а задние — барабанными. Это помогло сохранить подвеску и тормозную систему знакомой большинству механиков, которые ее обслуживали, и обеспечить наилучшую управляемость, сохранив при этом неразрезную ось сзади. В соответствии с этим использовалась обычная червячная и роликовая система рулевого управления, несмотря на то, что реечная система гораздо больше понравилась бы любителям спортивных автомобилей.

Чтобы получить максимальную отдачу от этой сложной, но довольно обычной подвески, автомобилю потребуется как можно более низкий центр тяжести и как можно более близкое к 50/50 распределение веса между передней и задней частью. Компактный размер роторного двигателя Ванкеля был большим преимуществом в достижении этих целей. Небольшой размер двигателя позволил установить его за линией передней оси, что дало RX-7 «передний среднемоторный двигатель» и, таким образом, достигло почти идеально равномерного распределения веса спереди и сзади. Небольшие физические размеры двигателя также позволили установить его низко, что позволило сохранить низкий центр тяжести.

Было несколько особенностей роторного двигателя Ванкеля, которые привлекли к нему инженеров и руководство Mazda, некоторые из этих особенностей были техническими преимуществами, а одна — нормативными. Двигатель Ванкеля производит мощность, эквивалентную поршневому двигателю гораздо большей мощности. Для автомобиля это снижает вес и позволяет использовать более компактное моторное пространство. Но есть и регулятивное преимущество, заключающееся в том, что двигатель Ванкеля, имеющий меньшую мощность, переводит автомобиль в менее дорогую категорию лицензирования.

В Японии автомобили с объемом двигателя менее 1500 куб. см освобождались от ежегодного налога. RX-7 был оснащен двухроторным двигателем 12A объемом 1146 куб. см, что значительно укладывалось в рамки японского лимита в 1500 куб. см (примечание: каждый из двух роторов двигателя имел объем 573 куб. см). Выходная мощность двигателя 12A составляла 100 л.с., что делало купе ловким маленьким автомобилем.

Роторный двигатель любит вращаться на высокой скорости, и он делает это без проблем, в отличии от поршневого двигателя. Двигатель получил красную отметку в 7000 об/мин и, поскольку он звучал бы счастливо на таких оборотах, был все таки снабжен предупреждающим зуммером, чтобы сообщить водителю, что ему нужно сбросить газ, прежде чем двигатель пострадает.

Тот первый RX-7 был способен развивать максимальную скорость около 190 км/ч и мог разогнаться до 100 км в час за 9,2 секунды. Эти автомобили первого поколения можно найти с четырех- или пятиступенчатой ​​​​механической коробкой передач или трехступенчатой ​​​​автоматической коробкой передач JATCO 3N71B.

Автомобили первого поколения были обновлены в 1981 году, что привело к появлению моделей Series 2. Эти автомобили имели некоторые другие элементы стиля, включая встроенные бамперы с пластиковым покрытием и боковые молдинги из черной резины с закругленными задними фонарями, элементы стиля, которые будут сохранены в более поздних сериях 3.

Мощность двигателя 12А также была немного увеличена в автомобилях со 100 л.с. до 114 л.с. В 1983 году Mazda RX-7 была включена в список «Десять лучших» журнала Car and Driver.

Последней серией для первого поколения RX-7 была серия 3, которая была представлена ​​​​в 1984 году. Автомобили серии 3 имели двухроторный двигатель EGI в моторном отсеке. Этот двигатель был развитием 12A и получил дополнительную мощность за счет углубления роторов и камер до 80 мм, поэтому каждая камера имела объем 654 куб.

Этот двигатель начал производится еще в 1972 году, он устанавливался в RX-4 и Luce до появления в Series 3 RX-7, и он будет продолжаться в различных формах до RX-7 2002 года. Поскольку двигатель 13B был наиболее распространенным из роторных двигателей Mazda, его можно использовать при восстановлении RX-7 первого поколения.

Благодаря повышенным характеристикам эта серия также получила дисковые тормоза большего диаметра спереди и сзади и усиленную подвеску.

В Японии одной из первых моделей Series 3, выпущенных в сентябре 1983 года, была Savannah RX-7 Turbo, оснащенная двигателем 12A с турбонаддувом, который производил 163 л.с. при 6500 об/мин и отличался специально модифицированным «ударным турбонаддувом», в котором лопасти ротора турбины были уменьшены, а сама турбина работала на 20% быстрее, чем у обычного поршневого двигателя. Это необходимо из-за различных характеристик газового потока двигателя Ванкеля.

Производство автомобилей первого поколения было прекращено в 1985 году, уступив место следующему поколению RX-7, которое скромным, но важным образом изменило общую концепцию автомобиля.

Mazda RX-7 FC второго поколения

(серия 4 1985-1988, серия 5 1989-1992)

В то время как Mazda RX-7 Savannah первого поколения создавалась как чисто спортивный автомобиль и черпала вдохновение в Lotus Elan, второе поколение отошло от этого и перенесло свое вдохновение на Porsche 924 и 944.

Подавляющая часть продаж Mazda RX-7 пришлась на рынок Соединенных Штатов, поэтому главный инженер проекта Mazda Акио Учияма взял с собой нескольких членов своей команды дизайнеров в Соединенные Штаты, чтобы изучить, что стимулировало продажи, а что нет, чтобы консолидировать и улучшить продажи.

Наблюдение за тем, что покупатели, как правило, восхищались Porsche 924 и 944, в то время как они часто никогда не слышали о Lotus Elan, побудило Утияму и его команду внести некоторые изменения в стиль RX-7 второго поколения и искать способы увеличить мощность, чтобы справиться с весом, который будет добавлен, путем предоставления более роскошной фурнитуры.

Для того, чтобы действительно конкурировать с Porsche, RX-7 второго поколения нуждались в некоторых доработках рулевого управления и подвески. Червячное и роликовое рулевое управление было упразднено и заменено на более предпочтительную реечную шестерню, а задняя многорычажная балка Watts Linkage была заменена на полностью независимую систему, аналогичную той, что была у конкурента — Datsun 240Z.

Второе поколение RX-7 не только имело полностью независимую подвеску, но и добавило изощренную систему динамической подвески (DTSS), которая обеспечивала пассивное ограниченное управление задними колесами, чтобы обеспечить дополнительную курсовую устойчивость на прямой и более нейтральную управляемость на трассе.

В дополнение к сложной системе DTSS в RX-7 поколения FC также была представлена ​​​​система автоматической регулировки подвески (AAS). Эта система автоматически изменяла характеристики демпфирования автомобиля в соответствии с дорожными условиями, обеспечивая защиту от ныряния и приседания, а также компенсацию изменяющихся условий развала.

Дополнительная мощность для приведения в движение дополнительных 360 кг веса нового автомобиля была обеспечена двухроторным двигателем 13B-VDEI с впрыском топлива, выдающим 146 л.с.

Турбокомпрессор для этих автомобилей имел конструкцию «двойной спирали», которая использовалась для уменьшения турбоямы. При этом турбокомпрессор был снабжен двумя камерами, меньшей первичной камерой и большей вторичной камерой: это было сделано для обеспечения более быстрого наддува из меньшей камеры, в то время как большая камера открывалась при более высоких оборотах. Этот агрегат также был снабжен интеркулером типа «воздух-воздух».

Несмотря на то, что это более тяжелый автомобиль, обеспечивающий удобство вождения и, следовательно, ощущение немного более отстраненного, эти автомобили поколения RX-7 FC понравились как покупателям, так и автомобильной прессе. 

В 1988 году был представлен кабриолет RX-7. Мягкий верх был замечательной конструкции, сделанной как единое целое и приводившейся в действие электродвигателем. Складной верх имел заднее стекло с подогревом и уникальную жесткую панель, которая поднималась за пассажирскими сиденьями, чтобы предотвратить попадание сквозняков из задней части автомобиля в пассажиров, когда верх был опущен, что позволяло управлять автомобилем с опущенным верхом в прохладную погоду.

Поскольку RX-7 так хорошо зарекомендовал себя в автоспорте, Mazda решила создать облегченную версию RX-7, эта модель «GTU» имела обычные заводные окна и не имела дворников заднего стекла. Автомобиль был оснащен двигателем 13B с обычным наддувом, но был оснащен дополнительными опциями с высокими характеристиками, такими как вентилируемые передние и задние диски, используемые на моделях с турбонаддувом, а также четырехпоршневые передние суппорты и дифференциал повышенного трения.

Mazda RX-7 Convertible 1991 года

RX-7 GTU был оснащен 16-дюймовыми колесами, обутыми в шины 205/55VR, а также имел рулевое управление с усилителем, чувствительным к скорости, так что водитель мог отлично чувствовать рулевое управление с реечной передачей при обычном вождении, но с усилителем при маневрировании на близком расстоянии. Всего было выпущено 1100 таких автомобилей, 1000 в 1989 году и последние 100 в 1990 году.

Mazda RX-7 «FD» третьего поколения

(серия 6 1992-1995, серия 7 1996-1998, серия 8 1998-2002)

Mazda RX-7 FD третьего поколения ознаменовала отход от первоначальной концепции, которая заключалась в том, что автомобиль был достаточно маленьким, чтобы оставаться ниже потолка размера и мощности двигателя, чтобы избежать необходимости платить японские налоги. Новый RX-7 был ниже порога мощности двигателя, но не по физическим размерам, особенно по ширине. Это сделало его роскошным спортивным автомобилем в Японии с присущими ему дополнительными затратами.

Чтобы заполнить небольшой пробел в спортивных автомобилях, оставшийся вакантным после перехода RX-7 в роскошный класс, Mazda создала небольшой родстер MX-5 и купе MX-3, оснащенные только поршневыми двигателями, а не роторными. В некотором смысле это отметило будущее роторных двигателей Mazda, они были постепенно внедрены в самые дорогие модели в их продуктовой линейке, и, в конечном итоге, роторные двигатели будут постепенно прекращены как и модели RX-7 и RX-8.

На внутреннем рынке Японии RX-7 продавался под престижной торговой маркой «ɛ̃fini», чтобы отличать ее от обычных продуктов Mazda. Модель была изготовлена ​​с двухроторным двигателем 13B-REW с двойным турбонаддувом, который Mazda разработала в сотрудничестве с Hitachi. Другим автомобилем Mazda, в котором он использовался, была высокопроизводительная серия Cosmo JC.

Эта система последовательного двойного турбонаддува использовала первый турбокомпрессор для обеспечения наддува примерно на 4,5 кг на квадратный дюйм примерно с 1800 об / мин. Второй турбонагнетатель не вступит в игру, если двигатель не будет работать с высокой скоростью, а скорость двигателя не достигнет 4000 об / мин и выше, затем он активируется, чтобы поддерживать наддув 4,5 кг на квадратный дюйм при гораздо более высокой скорости вращения до красной линии, со вторым турбонагнетателем.

Система работала почти без сбоев, с небольшим падением давления наддува в точке переключения на 4500 об/мин. Таким образом, двигатель поддерживал постоянную мощность и крутящий момент во всем диапазоне оборотов. Двигатели автомобилей Серии 6 с 1992 по 1993 год производили 252 л.с. с крутящим моментом 294 Нм, и эта выходная мощность будет увеличена до 276 л.с. с крутящим моментом 314 Нм к 2002 году, когда производство автомобилей Серии 8 было прекращено.

1,3-литровый роторный двигатель 13B-REW

В Японии ɛ̃fini RX-7 производился как базовая модель Type S, легкая спортивная модель Type R, а также Type RZ, Type RB, A-spec и Touring X, оснащенные четырехступенчатой ​​автоматической коробкой передач.

Для рынка Северной Америки Mazda RX-7 предлагалась в базовой модели, моделях R и Touring с автоматической коробкой передач. Туристическая модель была специально оборудована противотуманными фарами, люком на крыше, акустической системой Bose, дворником заднего стекла и удобными кожаными сиденьями для долгих часов в дороге.

Модели R (R1 и R2) были ориентированы на производительность с более жесткой подвеской, амортизаторами Bilstein, масляным радиатором, аэродинамическим пакетом кузова с передней воздушной заслонкой и задним спойлером в виде крыла, а сиденья были обшиты красивой замшей, чтобы потная кожа могла дышать во время движения. сохраняя сцепление, чтобы водитель не скользил при энергичном повороте.

Последними автомобилями третьего поколения FD Mazda RX-7 были автомобили Series 8, выпущенные в период с 1998 по 2002 год, и этот вариант модели был сделан исключительно для внутреннего рынка Японии.

Автомобили Series 8 были последними в линейке Mazda RX-7. Автомобиль, который был вдохновлен Lotus Elan 1960-х и 1970-х годов, стал спортивным автомобилем мирового класса с впечатляющим набором достижений в автоспорте. Он сохранил передне-среднемоторную компоновку на протяжении всей своей жизни, а продуманная японская инженерия позволила ему стать лидером в технологиях и превосходным автомобилем для вождения.

Сложные технологии автомобилей FD третьего поколения означают, что они нуждаются в сложном техническом обслуживании, чтобы поддерживать их безупречную работу, и есть владельцы, которые обнаружили эту информацию на собственном горьком опыте, часто при покупке одного из этих автомобилей, бывших в употреблении, и впоследствии обнаруживая, что техническое обслуживание, которое было необходимо, отсутствовало.

Такая динамика привела к тому, что более поздние модели RX-7 приобрели репутацию ненадежных, репутацию, которая, возможно, незаслуженна: если вы хотите владеть сложным высокотехнологичным автомобилем, вам необходимо вкладывать средства в техническое обслуживание высокого уровня, чтобы он работал идеально. . Если вам нужен автомобиль, который требует минимального обслуживания, то вам, конечно, следует купить что-то обычное и нетребовательное. RX-7 — это скаковая лошадь, поэтому ожидайте, что счета окажутся значительными. Есть старая поговорка, которая утверждает, что «лучшие вещи в жизни бесплатны», это неправда. Как правило, лучшие вещи в жизни будут стоить вам денег.

Делитесь с друзьями:
Комментарии закрыты.