Самый радикальный Mercedes-Benz. История CLK GTR

Самый радикальный Mercedes-Benz. История CLK GTR

Несмотря на постоянное расширение границ и создание десятков быстрых и революционных моделей, Mercedes-Benz долгое время не хотел строить настоящий суперкар. Все изменилось в 1997 году с появлением Mercedes-Benz CLK GTR.

Созданный из чистой необходимости, а не из страсти или престижа, этот нетипичный Mercedes-Benz объявил о славном возвращении марки в гонки спортивных автомобилей высшего уровня.

Подписывайтесь на телеграм-канал Samoform:

CLK GTR был всем, чем должен быть суперкар; провокационный, невероятно быстрый и эксклюзивный, он был еще одним — глубоко утилитарным. Это история о самом радикальном Mercedes-Benz в новейшей истории.

Предыстория

Mercedes-Benz был на абсолютном пике в гонках 1950-х годах, доминируя на кольцевых и шоссейных гонках с такими автомобилями, как W194 и W196, как в Формуле-1, так и в конфигурациях спортивных автомобилей.

Великолепная полоса триумфов внезапно оборвалась в 1955 году на «24 часах Ле-Мана» . В огненной аварии между 300 SLR и Austin-Healey 3000 погибли более 85 человек, в том числе ветеран гонок на выносливость Пьер Левег.

Из уважения к каждой жертве, потерянной в тот печальный день, Mercedes-Benz ушел из мира гонок. С 1960-х по 1990-е годы они присутствовали на гонках через тогда еще независимые команды, такие как AMG, и в качестве поставщика двигателей для Sauber. 

Что касается традиционных дорожных суперкаров как таковых, Mercedes-Benz был ближе всего к их созданию в 1970-х годах. Когда в 1970 году был представлен клиновидный концепт-кар C111, потребность превратить это конструктивное и технологическое исследование в серийный автомобиль резко возросла, но Mercedes-Benz был непреклонен в том, чтобы не расширять свой модельный ряд автомобилем, настолько далеким от своего консервативного имиджа.

C111 Concept Car

Опять же, в 1991 году Mercedes-Benz представил проект C112, дорожный вариант гоночных автомобилей Sauber, но, как и C111, он оставался просто техническим концептом без реальных планов мелкосерийного производства.

Потребность в уличном суперкаре возникла после закрытия немецкого чемпионата по кузовным гонкам DTM в 1996 году. Гоночная программа превратилась в BPR Global GT Series, лигу гонок на спортивных автомобилях, завоевавшую все большую популярность как среди частных команд, так и среди производителей.

C112 Concept Car

В сезоне 1997 года BPR Global GT Series должна была перейти под крыло FIA, став, таким образом, чемпионатом FIA GT Championship. Рост чемпионата привел к увеличению притока таких производителей, как Porsche, Lotus и Panoz, которые создавали свои заявки для гоночной серии.

Разработка CLK GTR

Увидев возможность конкурировать с Porsche и McLaren, Mercedes-Benz поручил AMG разработать гоночный автомобиль на основе модели из модельного ряда компании.

В то время наиболее подходящей основой был CLK, спортивное купе, созданное на основе W202 C-класса и основанное на дизайне E-класса. C208 CLK нес новую идентичность компании с четырьмя овальными фарами, радикально отходя от консервативной компоновки, установленной в середине 1970-х годов.

C208 CLK

Конечно, между ними было мало общего, поскольку требования к классу GT1 были намного выше даже самого мощного CLK 55 AMG. На самом деле, у суперкара были общие только фары, передняя решетка и некоторые приборы со своим плебейским аналогом, минимум для того, чтобы его можно было назвать CLK.

Спустя десятилетия после C111 у Mercedes-Benz наконец возникла потребность в суперкаре. Дебют C-класса в качестве модели начального уровня в 1993 году познакомил немецкую компанию с более молодой аудиторией, а в 1997 году также появился A-класс, автомобиль, полностью отличающийся от всего, что можно было ожидать от Штутгартской компании. Находясь на противоположной стороне спектра от неортодоксального хэтчбека, похожего на MPV, купе CLK GTR было как раз подходящим транспортным средством на данный момент.

Разработка CLK GTR началась с нуля и непосредственно для гонок. С самого начала Mercedes-AMG применил хитрый метод, позволивший ему завершить прототипы за рекордные 128 дней, чуть более четырех месяцев.

Команде удалось получить образец своего самого яростного и прямого конкурента, доминирующего McLaren F1 GTR, и тщательно изучить его основные характеристики.

Несмотря на партнерство в Формуле-1, они выбрали другой способ завладеть гоночным автомобилем, тайно купив его у французской гоночной команды Larbre Compétition. После разборки и анализа автомобиль использовался в качестве тестового мула для двигателя и кузова, в то время как шасси для CLK GTR все еще находилось в разработке в британской компании Lola Composites.

Имея гоночный автомобиль F1 GTR в своих конюшнях, Mercedes-AMG не только протестировала продукты собственных исследований и разработок, но и смогла сравнить его с ближайшим соперником в режиме реального времени. Водитель Mercedes-AMG Бернд Шнайдер в конце концов разбил тестовый мул в Ярме, и позже мул был продан и полностью восстановлен с исходным двигателем.

Прототип Mercedes-Benz CLK GTR/McLaren F1 GTR

6,0-литровый LS600 V12 с продольно-средней установкой был производным от двигателя M120 и в спецификации гоночного автомобиля производил около 600 лошадиных сил при 7000 об / мин и крутящий момент составлял 729 Нм. Он работал в паре с шестиступенчатой ​​секвентальной механической коробкой передач

Два прототипа автомобилей были закончены как раз к первой гонке сезона 1997 года, 13 апреля 1997 года.

Mercedes CLK LM

Зная, что LS600 V12 больше подходит для четырехчасовых гонок, чем для более требовательных гонок на выносливость, Mercedes-AMG пропустил 24 часа Ле-Мана 1997 года, чтобы разработать специальный автомобиль для проведения гонки в следующем году.

CLK LM

CLK LM был построен на той же основе, что и CLK GTR, но с измененным кузовом и силовой установкой. Чтобы повысить аэродинамическую эффективность и максимальную скорость на длинных прямых, таких как Mulsanne, у CLK LM была заметно более низкая передняя часть с цельным каналом охлаждения. В результате его передняя панель была растянута и стала еще меньше похожа на CLK. Также Mercedes-AMG изменил дверной механизм на знаменитые двери «крыло чайки», чтобы водители могли быстрее меняться.

Все-таки самая большая переделка произошла за кабиной, в моторном отсеке. Mercedes-AMG заменил LS600 на GT108B, гоночную производную от двигателя M119 V8. Этот агрегат уже использовался в автомобилях Sauber C9 и C111, где он был с турбонаддувом, но для CLK LM Mercedes-AMG сохранил его без наддува и немного увеличил рабочий объем.

Модернизированный двигатель был хорош для 600 лошадиных сил, но он не добился успеха в Ле-Мане, несмотря на то, что стартовал с поул-позиции. Однако CLK LM победил в чемпионате FIA GT Championship 1998 года. Согласно правилам Ле-Мана, завод был обязан создать одну дорожную версию, что сделало уличный вариант CLK LM одним из самых редких дорожных автомобилей Mercedes-Benz в истории.

Дорожная версия

После прекращения чемпионата FIA GT 1999 года компания построила только гоночные автомобили и прототипы, в то время как она по-прежнему была обязана произвести 25 дорожных автомобилей — минимальное количество, необходимое для целей омологации.

В 1997 году Mercedes-Benz построил всего один прототип для использования на дорогах общего пользования, чтобы соответствовать первоначальным требованиям FIA, в то время как остальные дорожные автомобили были построены в течение нескольких месяцев в период с конца 1998 по середину 1999 года. В истинно немецкой манере эти автомобили назывались просто CLK GTR Straßen Version, уличная версия.

За это короткое производственное окно завод AMG в Аффальтербахе собрал 26 дорожных автомобилей: 20 купе и шесть родстеров. Как независимая компания, тесно сотрудничающая с AMG, HWA помогла создать родстеры из неиспользуемых шасси и построить от двух до пяти купе в соответствии со спецификациями Super Sport.

Из общего числа 26 существует только два автомобиля с правым рулем, одно купе и один родстер, и оба изначально были заказаны султаном Брунея, самым известным коллекционером автомобилей 1990-х годов.

Кузов

Как упоминалось ранее, Mercedes-Benz CLK GTR был автомобилем, построенным с нуля, несмотря на то, что его имя носило название обычного купе из этой линейки. При этом шасси автомобиля сильно отличалось от остальных серийных моделей.

Каркас CLK GTR представлял собой монокок из углеродного волокна, построенный Lola Composites, британской компанией с давними традициями в мире гонок. Несущий агрегат был соединен с алюминиевой сотовой рамой, а двигатель выполнял роль несущего элемента конструкции, к которой прикручивалась задняя подвеска.

Снизив общий вес до 1440 кг, кузов Mercedes-Benz CLK GTR был изготовлен из углеродного волокна и не сильно отличался от гоночной версии. Как и на настоящем гоночном автомобиле, багажник и капот автомобиля можно было полностью снять, чтобы обнажить двигатель V12 и переднюю подвеску.

В плане дизайна уличная версия автомобиля сохранила визуальные черты гоночной машины. Установленный на крыше воздуховод, сверхнизкие передние крылья, огромные воздухозаборники за передними колесами и воздуховоды NACA на порогах присутствовали.

Были внесены незначительные функциональные изменения, такие как набор увеличенных боковых зеркал на крыле и массивное фиксированное заднее крыло в цвет кузова. И купе, и версия родстера автомобиля имели двугранные двери, что было обычным явлением на прототипах спортивных автомобилей того периода.

Версия автомобиля с открытым верхом претерпела несколько косметических изменений, а именно переднюю решетку с большой трехконечной звездой вместо орнамента на капоте и заднее антикрыло, которое напоминало то, что было на гоночном варианте автомобиля. Он также отличался измененной средней частью со встроенной дугой безопасности, зеркалами на дверях и был тяжелее на 105 кг.

Двигатель и трансмиссия CLK GTR

Подобно гоночному автомобилю CLK GTR, силовым агрегатом уличной версии был V12, расположенный посередине в продольном направлении. Двигатель представлял собой M297 V12, производный от M120 V12, настроенный в AMG, который изначально устанавливался на флагманские автомобили S600 и SL600.

Тем не менее, у дорожного суперкара был специально построенный двигатель, настроенный компанией Ilmor. V12 был разогнан до 6,9-литрового рабочего объема и производил 604 л.с. при 6800 об / мин и 775 Нм крутящего момента при 5250 об / мин с красной чертой 7200 об / мин.

Двигатель был соединен с шестиступенчатой ​​коробкой передач Xtrac для соревнований через сверхмощное четырехдисковое сцепление из углеродного волокна. Несмотря на то, что органы управления переключением передач были установлены на рулевом колесе, у CLK GTR была педаль сцепления.

Чистая мощность V12 трансформировалась во впечатляющие цифры: разгон до 100 км/ч за 3,8 секунды и максимальная скорость 330 км в час.

Наконец, неуловимый CLK GTR Super Sport был более поздней эволюцией автомобиля, оснащенного более крупным 7,3-литровым двигателем M297, таким же, как у Pagani Zonda. В этой спецификации автомобиль производил 655 лошадиных сил и 786 Нм. Вариант Super Sport можно узнать по переработанному переднему сплиттеру или, если заглянуть внутрь, по спидометру, выгравированному на отметке 400 км/ч.

Рулевое управление суперкара

Суперкар сохранил базовую настройку подвески автомобиля GT1 с горизонтальной передней подвеской на двойных поперечных рычагах как спереди, так и сзади. Тем не менее, винтовые пружины и амортизаторы, приводимые в действие тягой, были смягчены, а дорожный просвет увеличен, чтобы сделать CLK GTR немного более удобным для движения по улицам, чем его конкурентный аналог.

В автомобиле использовалось реечное рулевое управление с усилителем и двумя оборотами до блокировки. В истинном стиле гоночных автомобилей у него был огромный радиус поворота 49,2 дюйма!

В отличие от гоночных автомобилей без электронных вспомогательных систем, автомобиль имел 6-поршневые суппорты с ABS, сжимающие вентилируемые композитные диски диаметром 380 мм спереди и 335 мм сзади.

CLK GTR имел легкие многоспицевые 18-дюймовые колеса с одной гайкой, обутые в высокопроизводительные шины Bridgestone 295/35ZR18 и 345/35ZR18.

Интерьер Mercedes-Benz CLK GTR

Красота интерьера Mercedes-Benz CLK GTR заключается в его простоте. На первый взгляд казалось, что он был перенесен непосредственно из купе CLK, но есть тонкие детали и не очень тонкие черты, чтобы доказать всем обратное.

CLK GTR по-прежнему был гоночным автомобилем, предназначенным для улиц. Таким образом, в истинном стиле гоночных автомобилей четырехспицевое рулевое колесо AMG было легко съемным, чтобы водитель мог даже попасть в тесную кабину, перепрыгнув через сверхширокий порог.

После того, как колесо было снова установлено, приборная панель стала очень похожа на CLK, но отделка была немного грубой, чтобы сохранить ауру гоночного автомобиля, а также чтобы избежать затрат на создание ненужных функций, таких как замысловатые элементы отделки на центральной консоли. Для удобства в автомобилях был кондиционер и слот для радио, при условии, что кому-то нужна была какая-нибудь музыка, кроме воющего AMG V12.

Учитывая, что у автомобиля была секвентальная механическая коробка передач, команды переключения передач были расположены на обратной стороне рулевого колеса AMG, а на передней стороне были удобные напоминания в виде стрелок, указывающих вверх и вниз.

За рулем и в истинном стиле Mercedes-Benz приборная панель уверенно показывала только температуру воды и уровень топлива, в то время как доминирующим циферблатом был спидометр, выгравированный на 340 км/ч.

У всех выпусков были четырехточечные ремни безопасности, но некоторые CLK GTR были более спортивными и имели приборную панель, обтянутую алькантарой, а другие были обиты тонкой мягкой кожей. Тем не менее, наиболее интересными были два экземпляра, оснащенные сиденьями, обитыми шотландкой, достойным возвратом к гоночному автомобилю 300 SLR.

Наследие

За свою короткую, но славную гоночную карьеру CLK GTR и CLK LM были доминирующими автомобилями, и их аналоги с номерными знаками были столь же ошеломляющими.

Сегодня CLK GTR и CLK LM входят в число самых ценных коллекционных автомобилей Mercedes-Benz, и это, честно говоря, неудивительно, учитывая, что оба были выпущены в крайне ограниченном количестве и с астрономической ценой в 1 500 000 или 2 400 000 долларов в сегодняшних деньгах, что в два раза больше, чем Макларен Ф1.

Как это обычно бывает с автомобилями такого происхождения, их по-прежнему сложно измерить в стоимости на рынке коллекционных автомобилей, но стоит отметить, что один автомобиль был продан за 4 515 000 долларов в 2018 году на аукционе Sotheby’s в Монтерее. Это все еще небольшая часть цены, которую лучшие коллекционеры готовы платить за McLaren F1 GTR, который был продан за 19,8 миллиона долларов в 2019 году.

Учитывая текущие тенденции, стоимость CLK GTR, несомненно, вырастет в последующие годы, но нам придется терпеливо ждать и смотреть, превзойдет ли он когда-либо F1 GTR. Если это когда-нибудь произойдет, то, вероятно, это будет CLK LM, автомобиль, скрываемый широкой публикой от анонимности, и единственный образец автомобиля, выигравшего чемпионат GT1.

Сравнить и выгодно купить ОСАГО:

Делитесь с друзьями:
История итальянского кузовного ателье Zagato 15 лучших коллабораций Crocs