Breguet Type XX 3800ST: стильный хронограф для авиаторов

Breguet Type XX 3800ST: стильный хронограф для авиаторов

Сегодня мы рассмотрим более поздний период истории Breguet, а именно в эпоху Investcorp. А также совершенно другой вид часов, который представляет прославленное прошлое бренда. Эта статья посвящена блестящей модели Breguet Type XX 1990-х годов для авиаторов. 

Напомним, что бизнес Breguet оставался во владении семьи Бреге в течение двух поколений, прежде чем он перешел к Эдварду Брауну, часовщику, который занимал должность управляющего фабрикой в ​​компании. Семья Браун продолжала управлять наследием Breguet в течение 100 лет, прежде чем компания была снова продана парижскому ювелиру Chaumet в 1970 году.

Алмазный бизнес Chaumet понес значительные убытки в середине 1980-х годов, что привело к еще одной смене собственника, когда бренд успешно вышел из кварцевого кризиса. Затем Breguet приобрела базирующаяся в Бахрейне частная инвестиционная компания Investcorp SA. В эпоху Investcorp компании Breguet было принято очень удачное решение: представить спортивный хронограф начального уровня, созданный по образцу военных часов Breguet 1950-х годов — Type XX.

Спецификация Breguet Type XX

Модель Type XX представляет собой модернизированный ремейк архивной модели Type 20. «Тип 20» — это не модель из архивов Breguet, а отсылка на спецификацию, выпущенную Министерством обороны Франции в 1950-х годах. По сути, министерство обороны считало точные и надежные хронографы важным компонентом стандартного набора пилотов, инструментом, который можно использовать для измерения пройденного расстояния или скорости полета. 

Винтажные Breguet Type 20

Ряд брендов производили часы в соответствии с этой спецификацией, в том числе Dodane, Auricoste, Mathey Tissot, Airain и Vixa. Хотя точное краткое изложение было утеряно для истории, большинство источников согласны со следующими деталями:

  • корпус из нержавеющей стали диаметром 38 мм
  • черный циферблат с белыми люминесцентными цифрами и стрелками (тогда использовался радий)
  • механизм хронографа с функцией Flyback
  • два регистра на три часа и девять часов, способные отслеживать интервалы до 30 минут (в некоторых более поздних примерах будет 3 регистра)
  • вращающийся безель с гравировкой 12-часовой шкалы (некоторые ранние версии поставлялись с простым рифленым безелем с треугольной меткой)
  • точность движения до восьми секунд в день
  • запас хода не менее 35 часов
  • способность удовлетворительно работать не менее 300 часов

Эти часы поставлялись ВВС Франции, Французскому летно-испытательному центру и военно-морской авиации «Aéronautique Navale» до конца 1950-х годов.

Еще одни часы, изготовленные компанией Airain, в соответствии со спецификацией Type 20.

Гражданская версия, основанная на спецификации Type 20, «Type XX» была представлена ​​в 1995 году с использованием римских цифр в названии, что отличает модель от часов военного образца. А 2018 год ознаменовал конец линейки Type XX, когда модель была снята с производства после чуть более двух десятилетий производства.

Основы Type XX 3800ST

Часы Breguet Type XX 3800ST по габаритам довольно близки к своим военным предшественникам. Диаметр корпуса составляет 39,5 мм, не считая заводной головки и кнопок. Он также относительно короткий, всего 44,5 мм от выступа к выступу. Тем не менее, благодаря своей толщине 14,8 мм, корпус больше ощущается на запястье, чем можно было бы предположить по его номинальному размеру. На вращающемся безеле, полностью отполированном, как и корпус (или сатинированном в модели Transatlantique с датой), выгравированы 60 делений, которые можно использовать для отсчета до или после часа.

Глядя на часы лицом к лицу, одна особенность, которая явно выделяется как «не Breguet», — это форма ушек. Часы Breguet характеризуются прямыми ушками, выступающими из корпуса, что напоминает превращение карманных часов в наручные. Модель Type XX, с другой стороны, имеет тонкие ушки, плавно выходящие из корпуса. Тем не менее, профиль корпуса сразу же выдает, что это Breguet, с чеканной/рифленой лентой корпуса, которая немного выступает от задней крышки.

Циферблат выполнен в устоявшейся цветовой гамме «белое на черном», которая является отличительной чертой авиационных часов. Часы обозначаются вертикально расположенными арабскими цифрами. На краю циферблата есть простая минутная дорожка с более широкими метками каждые пять минут. Модифицированные стрелки «шприцы» обильно покрыты люминесцентным составом, как и стрелки хронографа.

Что касается подрегистров, текущие секунды отображаются в положении «девять часов», часы в положении «шесть часов» и минуты хронографа в положении «три часа». У минутного регистра есть небольшая особенность, а именно то, что на самом деле это 30-минутный регистр, откалиброванный с 15 отметками, с длинной отметкой каждые шесть минут.

Если быть точным, то модель, о которой мы здесь говорим, это ref. 3800ST «Aéronavale». Наряду с этой моделью без даты есть модель Transatlantique с таким же корпусом, циферблатом и механизмом, но с одним дополнением: указателем даты в положении «6 часов». 

Есть небольшие вариации среди ранних референсов 3800, некоторые имеют заводную головку, увенчанную колпачком из цельного золота — предположительно, эти коронки с колпачком были заменены во время службы, что делает их теперь относительно редкостью. Кроме того, в течение очень короткого времени в начале производства Type XX производился с прямой секундной стрелкой хронографа. 

Еще одна причуда среди ранних 3800 заключалась в том, что они были оснащены однонаправленным безелем вместо двунаправленного безеля, который чаще встречается в часах для пилотов. Да, и последнее: похоже, водостойкость также различается. Ранние модели были отмечены водонепроницаемостью до 200 метров, позже это значение было изменено на 100 метров.

В основе модели Type XX лежит калибр Breguet 582 (на базе Lemania 1350), автоматический встроенный калибр хронографа с 48-часовым запасом хода и функцией обратного хода. Компания по производству механизмов Nouvelle Lemania была приобретена Investcorp в 1992 году и интегрирована в Breguet.

Внешняя эстетика

Мне нравится их строгий вид, замечательная читаемость и большое количество люминофора на циферблате. Конечно, на циферблате много чего происходит, с несколькими шрифтами и рисунками рук, но информация изложена четко. Здесь есть немного французской прихоти, что, на мой взгляд, придает более характерную эстетику.

Мне также нравится размер Type XX – слишком часто авиа часы становятся все больше и больше. Если Breguet Type XX кажется вам миниатюрным, всегда есть 42-миллиметровый Type XXI. Если есть что-то, что я хотел бы изменить в Type XX, так это полированный безель, который, скорее всего, привлечет множество завихрений и царапин — что вы можете ясно видеть на 15-летнем примере на фото.

В-третьих, я считаю, что это идеальный Breguet для тех, кто любит марку, но не обязательно чувствует себя комфортно с помпезностью и нарядностью, которые обычно производит компания. Это Breguet, который можно носить изо дня в день, не беспокоясь!

Наконец, давайте поговорим о позиционировании Breguet Type XX в каталоге бренда, и для этого нам придется вернуться к механизму. Калибр 582 — это хронограф с кулачковым приводом, и в этом, по мнению многих коллекционеров, заключается проблема. Кулачок/рычаг представляет собой менее сложную и более удобную для массового производства установку для приведения в действие хронографа, чем колонное колесо. Колеса колонн более сложны в изготовлении, требуют более точных допусков и требуют лучшей обработки, чем кулачки.

Возможно, колонное колесо обеспечивает лучшее (читай «более четкое») ощущение хронографа и считается более престижным. Конструкция колонного колеса — одна из причин, по которой калибр Omega 321 пользуется большим уважением, чем его преемник, калибр 861 (более романтичная компоновка моста и историческая значимость механизма как первого механизма Moonwatch). 

Калибр 582 — это надежный механизм хронографа, именно такой механизм нужен спортивному хронографу. Так что, конечно, кнопки твердые, но, с другой стороны, это как-то гарантирует надежность часов и их функций (в том числе обратного хода) на протяжении многих лет.

Годы Investcorp — не лучшая эпоха в истории Breguet. Престиж Breguet был поставлен покупателями под сомнение, отчасти из-за перехода от высоких усложнений к более утилитарным изделиям, но также и из-за использования механизмов, которые считались низкокачественными. Хотя это был стилистический отход от богато украшенных творений высокого часового искусства, которые ему предшествовали, Breguet Type XX, вероятно, помог сохранить свет в компании.

Если найти Type XX в продаже, то ожидайте заплатить от 5000 до 6000 евро за Aéronavale из стали. Более экзотические модели из драгоценных металлов 3800GA (желтое золото, ограниченный тираж 150 штук), 3800BR (розовое золото с синим циферблатом), 3800PT (ограниченный тираж 100 экземпляров) требуют ожидаемых премий.

Комментарии закрыты.