Часы IKEPOD: дизайн и искусство времени

Часы IKEPOD: дизайн и искусство времени

Есть старая цитата Марка Ньюсона, которую часто используют: «Я думаю, что очень важно создавать вещи с индивидуальностью». Можно с уверенностью сказать, что часовой бренд Ikepod, основанный на дизайне Ньюсона, соответствует этой аксиоме.

Когда Ikepod был основан в 1994 году Марком Ньюсоном и предпринимателем Оливером Айком, швейцарский бренд приобрел культовый статус, благодаря своему уникальному дизайну, определяемому его большими круглыми корпусами, которые выглядели так, будто НЛО врезался в запястье владельца. Само название «Ikepod» представляет собой сочетание имени соучредителя Айка и «pod», формы, которая впоследствии определила бренд.

Коллекция часов Ikepod с уникальным дизайном и формами.

Компания Ikepod достигла своего апогея в 1997 году, когда она представила Hemipode, самопровозглашенный «шедевр» Ikepod, отличающийся большим круглым 47-миллиметровым корпусом без выступов. Логотип Ikepod на самом деле представляет собой гемипода, небольшую нелетающую птицу (также называемую перепелом). Первые поколения часов Ikepod имеют стилизованную птицу только на заводной головке, а более поздние поколения также имеют изящную гравировку на стекле.

Бренд появился в идеальное время, когда на рубеже веков стали популярны более крупные часы. Поскольку Paneristi доминируют в разговорах, а IWC позиционирует себя как «официальный поставщик для мужчин» в рекламных кампаниях, чем больше, тем лучше.

Тони Фаделл, американский изобретатель, работавший над Apple Watch. Это его коллекция часов, в которую также входит Ikepod (в центре).

Но все же Ikepod был другим. Ikepod не только следовал этим тенденциям, но и помогал их формировать. Возможно, это была первая независимая часовая компания, производившая настоящие «концептуальные» часы, появившаяся на сцене за несколько лет до таких брендов, как Urwerk, De Bethune и других. В дополнение к этим большим размерам корпуса Ikepod привнес в часовое производство такие идеи, как производство ограниченным тиражом и высокие цены на предметы роскоши. Создавая впечатление, что часы представляют собой нечто большее, предмет высокого дизайна, которые вам довелось носить на запястье.

Появление IKEPOD

Прежде чем мы полностью погрузимся в Ikepod, необходимо кратко представить его соучредителя, дизайнера Марка Ньюсона. Такие прилагательные, как дальновидный и инновационный, могут использоваться для описания промышленного дизайнера, но все они, кажется, не соответствуют тому, чтобы по-настоящему подчеркнуть его влияние не только на мир дизайна, но и на формирование всего вокруг нас.

Марк Ньюсон, соучредитель и дизайнер самых ранних и самых интересных изделий Ikepod.

В ранних проектах, таких как Lockheed Lounge и Embryo Chair, Ньюсон начал развивать узнаваемый стиль, часто определяемый плавными линиями, прозрачностью и отсутствием острых краев и углов. В 1980-х, за десять лет до запуска Ikepod, он даже разработал первые круглые «часы Pod». Часы Ikepod сразу же вписались в фирменный стиль Ньюсона.

«Стилистически часы Ikepod — это классика Newson», — говорит Ричард Райт, основатель ведущего аукционного дома современного дизайна Wright Auction, о Ньюсоне и его проектах для Ikepod. «Округлые формы, слегка преувеличенные, узорчатые циферблаты и отделка — все это относится к его работе в полномасштабных формах мебели, которой он известен».

После представления Hemipode в 1997 году Ikepod продолжила итерацию своей культовой формы, выпуская ее с различными усложнениями, материалами корпуса и, оправдывая свое позиционирование как объект дизайна и искусства, сотрудничала с современными художниками, такими как KAWS и Джефф Кунс, выпуская ограниченные выпуски.

Последним новым дизайном часов Ньюсона для Ikepod был Solaris в 2008 году, странность в форме квадрата, которая, кажется, предвосхищает его работу над Apple Watch, которая появится в следующем десятилетии. В свои последние годы работы с брендом Ньюсон также разработал песочные часы Ikepod, высотой около 30 см, содержащее около восьми миллионов «наношариков», которые действуют как 60-минутный таймер. Когда наношарики падают сквозь песочные часы, они создают завораживающий, вызывающий ASMR звук, который можно описать только как хорологический тропический лес.

Покинув Ikepod, Ньюсон присоединился к Apple, сыграв ключевую роль в дизайне Apple Watch, выпущенных в 2015 году. Округлый профиль и плавные изгибы Apple Watch — все это чистый Ньюсон. Более того, стандартный ремешок Apple Watch использует тот же дизайн, что и Ikepod, впервые использованный Ньюсоном двумя десятилетиями ранее. Только по этой причине Ikepod, пожалуй, стал самым влиятельным часовым брендом своего поколения, причем большинство владельцев часов даже не знают его названия.

IKEPOD в настоящее время

Ikepod был закрыт во второй раз в 2012 году, когда Ньюсон покинул компанию. Бренд бездействовал в течение шести лет, прежде чем был повторно запущен на Baselworld в 2018 году новой группой инвесторов во главе с Кристианом-Луи Колом.

«Я являюсь поклонником Ikepod с 1997 года, когда был запущен Hemipode», — говорит Кристиан-Луи о причине повторного запуска компании. «Опережая моду на концептуальные часы и независимых производителей, Ikepod украшал запястья художников и технических магнатов. Часы были в лучших точках продаж по всему миру и в концептуальных магазинах. В то время, если вы занимались модой, технологиями или финансами, было хорошо носить Daytona или Panerai, но я влюбился в нечто иное, а не в часы « для всех».

В то время как Ikepod 1990-х и 2000-х годов был основан на премиальной цене, современный Ikepod сделал доступность основным принципом. Используя гонконгское производство и японские механизмы Miyota, Ikepod сохранил свои цены на доступном уровне, а рекомендуемая производителем розничная цена всех коллекций ниже 2000 долларов.

Для Коула это сознательный выбор, основанный на его личном желании купить Ikepod еще в 1990-х годах, но неспособном позволить себе его, когда цены были выше, чем даже цены на спортивные часы Rolex. Другие наблюдатели также отметили, что акцент на доступности был положительным.

«Я всегда думаю, что это здорово, когда сильный дизайн демократизируется, потому что я твердо верю, что коллекционирование часов должно быть доступно каждому», — говорит давний австралийский часовой журналист Ник Кеньон о более доступных ценах на современные Ikepod. «Нет причин, по которым часы с хорошим дизайном должны быть непомерно дорогими. Также приятно видеть, что более современный бренд, ориентированный на дизайн, пытается быть более доступным».

Популярность винтажных IKEPOD

Сегодня Ikepod занимает интересное положение в часовой индустрии. То, что сейчас можно назвать «винтажными» часами Ikepod из первых дней существования бренда с 1994 по 2012 год, кажется, все больше ценится коллекционерами, чаще появляется на аукционах и превосходит их оценки, когда они это делают. В прошлом году Wright Auction продал хронограф Ikepod Hemipode из чистого золота 1998 года почти за 20 000 долларов. Аукцион Phillips продал с аукциона KAWS x Ikepod Horizon 2012 года почти за 40 000 долларов.

Фотография команды Apple с Джони Айвом слева в ранней версии Ikepod. 

Ikepod пережил момент современной моды в мае 2020 года, когда Канье Уэст носил винтажный золотой Hemipode на обложке американского GQ. Ранее Канье называл Ikepod своими «любимыми часами», прямо ссылаясь на их смелые круглые корпуса как на причину их привлекательности. Во многом так же, как нынешний владелец Кристиан-Луи вспоминал, как художники и модные люди 1990-х обращались к Ikepod, кажется, что современное возрождение уважения к бренду привело к тому же. Как говорится, история рифмуется, как читает Канье.


«Коллекционеры дизайна и изобразительного искусства определенно заинтересованы в этих часах [Ikepod], и они всегда были естественным выбором для всех работ Марка», — сказал Ричард Райт. «По мере того, как рынок часов рос и совершенствовался, многие из этих же коллекционеров добавили часы в качестве сферы интересов, и Ikepod — интересный суббренд в этом жанре».

Завораживающие песочные часы, созданные Марком Ньюсоном.

Райт указал на распространение как на основную проблему, которая привела к сворачиванию Ikepod. Но в современном мире, управляемом Интернетом и социальными сетями, где что-то смелое и необычное выделяется среди остального, дизайны Ikepod внезапно становятся как никогда актуальными. Что касается Кола, он говорит, что будущее Ikepod будет таить в себе «много сюрпризов», рассматривая Ikepod не только как часовой бренд, но и как дизайнерскую компанию, заинтересованную в создании всех типов объектов.

Как отмечает журналист Кеньон, современные Ikepod уже делают это, привлекая признанных дизайнеров, таких как Фабрис Гоне, который работал над рядом часовых проектов с такими компаниями, как MB&F и Laurent Ferrier, для создания новых дизайнерских коллекций. Например, новая коллекция Seapod делает несколько намеков на дизайн Seaslug Ньюсона 1996 года. Другие дизайны Ikepod были реализованы Эммануэлем Гейтом, наиболее известным благодаря разработке хронографа Audemars Piguet Royal Oak Offshore.

Хронограф Hemipode из 18-каратного золота, как у Канье Уэста.

«Однако со временем команде Ikepod нужно будет все более и более творчески подходить к тому, как поддерживать баланс между прошлым и будущим», — добавил Кеньон. Достижение этого баланса — это именно то, о чем мы просим наших лучших дизайнеров, художников и, осмелюсь сказать, часовщиков.

В своих лучших проявлениях проекты Икепода заставляют задуматься над более глубокими вопросами, которые также могут вызвать провокационное искусство или дизайн, например: что вообще такое искусство? Когда часы могут быть чем-то большим, чем просто часы, а когда часовое дело действительно можно считать искусством? И что делает хороший дизайн в часах?

И, как любое хорошее произведение искусства или дизайна, творения Ikepod часто оставляют больше вопросов, чем ответов.

Делитесь с друзьями:
Комментарии закрыты.