10 знаковых дизайнов от Дитера Рамса

10 знаковых дизайнов от Дитера Рамса

Дитер Рамс родился 20 мая 1932 года в Висбадене, Гессен — немецкий промышленный дизайнер и академик на пенсии, тесно связанный с компанией по производству потребительских товаров Braun, мебельной компанией Vitsoe и школой промышленного дизайна. Его ненавязчивый подход и вера в дизайн «меньше, но лучше» обеспечили непреходящее качество его продуктов и повлияли на дизайн многих продуктов, что также обеспечило Rams признание и признание во всем мире.

В своем выступлении перед наблюдательным советом Braun в 1980 году Дитер Рамс заявил: «Я думаю, что хорошие дизайнеры всегда должны быть авангардистами, всегда на шаг впереди времени. Они должны подвергать сомнению все, что обычно считается очевидным. Подходящие слова для человека, чье влияние и репутация новатора в области промышленного дизайна выросли до размеров, столь же колоссальных, как и его разносторонняя и обширная работа.

Дитер Рамс начал изучать архитектуру и внутреннее убранство в Школе искусств Висбадена в 1947 году, ныне являющейся частью Университета прикладных наук Рейн-Майн. Год спустя, в 1948 году, он взял перерыв в учебе, чтобы набраться практического опыта и закончить столярное мастерство. Он вернулся в художественную школу Висбадена в 1948 году и получил диплом с отличием в области архитектуры в 1953 году, после чего начал работать на архитектора из Франкфурта Отто Апеля. В 1955 году он был принят на работу в Braun в качестве архитектора и дизайнера интерьеров. В 1961 году он стал главным дизайнером в Braun и занимал эту должность до 1995 года.

На Дитера Рамса сильно повлияло присутствие его деда, плотника. Рамс однажды объяснил свой подход к дизайну фразой «Weniger, aber besser», что переводится как «Меньше, но лучше». Рамс и его сотрудники разработали множество запоминающихся продуктов для Braun, включая знаменитый проигрыватель пластинок SK-4 и высококачественные 35-миллиметровые проекторы для слайдов серии D (D45, D46). Он также известен созданием коллекции мебели для Vitsœ в 1960-х годах, включая универсальную систему стеллажей 606 и коллекцию стульев 620.

Braun SK-4 Stereo-Phonosuper (1956)

Создавая электронные устройства, которые отличались строгой эстетикой и удобством в использовании, Рамс сделал Braun в 1950-х годах нарицательным. Помимо того, что он был преемником Баухауса, Рамс в конечном итоге стал протеже Ульмской школы дизайна в Ульме, Германия.

Рамс также был одним из первых дизайнеров, выразивших озабоченность по поводу долга перед окружающей средой, вызванного неэффективным проектированием и крупномасштабным производством. Его беспокоила какофония стилей, цветов и форм, наблюдаемая в работах его современников 1970-х годов, и он сомневался, можно ли считать его собственный вклад «хорошим дизайном». Чтобы лучше понять проблему и разработать структуру для оценки своих идей, Рамс разработал ставший культовым набор доктрин для своей философии дизайна, увековеченный в настоящее время под лозунгом «10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса». Давайте сначала рассмотрим 10 принципов, а далее перейдем к его знаковым работам.

10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса

  • Хороший дизайн — новаторский. Возможности для инноваций никоим образом не исчерпаны. Технологическое развитие всегда открывает новые возможности для новаторского дизайна. Но инновационный дизайн всегда развивается вместе с инновационными технологиями и никогда не может быть самоцелью.
  • Хороший дизайн делает продукт полезным. Товар покупается для использования. Он должен удовлетворять определенным критериям, не только функциональным, но также психологическим и эстетическим. Хороший дизайн подчеркивает полезность продукта, игнорируя все, что могло бы отвлечь его.
  • Хороший дизайн эстетичен. Эстетическое качество продукта является неотъемлемой частью его полезности, потому что продукты, которые мы используем каждый день, влияют на нашу личность и наше благополучие. Но красивыми могут быть только хорошо выполненные предметы.
  • Хороший дизайн делает продукт понятным. Разъясняет структуру продукта. Более того, это может заставить продукт заговорить. В лучшем случае это не требует пояснений.
  • Хороший дизайн ненавязчив. Продукты, выполняющие цель, подобны инструментам. Они не являются ни предметами декора, ни произведениями искусства. Поэтому их дизайн должен быть нейтральным и сдержанным, чтобы оставлять место для самовыражения пользователя.
  • Хороший дизайн — это честно. Это не делает продукт более инновационным, мощным или ценным, чем он есть на самом деле. Он не пытается манипулировать потребителем обещаниями, которые невозможно выполнить.
  • Хороший дизайн долговечен. Он избегает быть модным и поэтому никогда не выглядит устаревшим. В отличие от модного дизайна, он длится много лет — даже в сегодняшнем обществе одноразового использования.
  • Хороший дизайн продуман до мелочей. Ничего не должно быть произвольным или оставленным на волю случая. Внимательность и аккуратность в процессе проектирования демонстрируют уважение к пользователю.
  • Хороший дизайн экологичен. Дизайн вносит важный вклад в сохранение окружающей среды. Это экономит ресурсы и сводит к минимуму физическое и визуальное загрязнение на протяжении всего жизненного цикла продукта.
  • Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна. Меньше, но лучше — потому что он концентрируется на важных аспектах, а продукты не обременены второстепенным. Назад к чистоте, к простоте.

Я считаю, что лучше улучшать вещи, чем постоянно придумывать что-то новое, что часто не ново, а формально накладывается друг на друга. Если я начну с внешнего, то всегда будет формализм. Вот почему я предпочитаю термин «реинжиниринг». Я хочу начать с внутренней стороны. Всегда формируйте изнутри наружу. И я тоже должен делать это со своим мышлением. (Дитер Рамс, 2018) 

Самые известные работы Дитера Рамса

1. Система Braun Lectron (1967-1969)

Рамс и Юрген Грюбель изначально разработали эту изобретательную детскую игрушку в качестве учебного пособия для использования в школах. Система Braun Lectron, состоящая из магнитных блоков, которые можно было соединить в цепи, предоставила гениальное средство для обучения молодых любопытных умов сложным темам, включая физику, электрические схемы и физические вычисления.

2. Калькулятор Braun ET66 (1987)

Рамс разработал этот ставший культовым продукт в сотрудничестве с Дитрихом Лубсом. Классический визуальный язык, простые в использовании закругленные кнопки и гладкий профиль T66 и его предшественников во многом способствовали тому, что калькулятор стал повседневным предметом домашнего обихода. Braun ET66 даже повлиял на интерфейс цифрового калькулятора в iPhone.

3. Карманная зажигалка Braun Dymatic (1980)

Рамс курил и любил конструировать зажигалки как скульптурные объекты, которыми он восхищался и которыми пользовался. Среди них карманная зажигалка Dymatic — это изысканно тонкое изделие со множеством отделок, оснащенное хромированными торцевыми крышками и выключателем зажигания, встроенным в его боковую часть, как часть минималистского, функционального словаря дизайна.

4. Радиоприемник Braun T1000 (1963)

Портативный приемник T1000 World Receiver, способный сканировать все доступные частотные диапазоны, обладал сдержанной, но разборчивой компоновкой с продолговатым корпусом, телескопическими антеннами и удобными элементами управления. Сделанный из алюминия, он был одним из лучших устройств в своей нише в то время — еще одно свидетельство способности Rams создавать доступные и передовые продукты.

5. Карманный радиоприемник Braun T3 (1958), T4 (1958) и T41 (1959)

Этот компактный карманный радиоприемник с модульной конструкцией, разработанный совместно с членами HfG Ulm, олицетворяет техническое и эстетическое превосходство разработанных Braun продуктов, так как он легко помещается в карманах или специальном футляре. Его влияние распространилось далеко за пределы современников, сыграв неотъемлемую роль в концепции колеса управления и пропорциях дизайна моделей Apple iPod первого поколения. 

6. Настольная зажигалка Braun T 2 / TFG 2 (1968)

Эта цилиндрическая настольная зажигалка с крышкой из нержавеющей стали и корпусом из термопласта является частью утилитарного эстетического подхода Рамса к дизайну, который представляет продукт именно таким, каким он был. Заинтригованный новым магнитным механизмом зажигания, Дитер на протяжении всего процесса проектирования уделял основное внимание определению точного места на теле объекта, где к блоку зажигания можно было приложить максимальное давление.

7. Кресло Vitsoe 620 Seating System (1962)

Универсальная модульная система сидений Vitsoe 620 состоит из набора деталей, которые могут служить как единое кресло или трансформироваться в диван практически бесконечной длины. Система обеспечивала возможность выбора между льняной и кожаной обивкой и была построена так, чтобы быть прочной, с использованием спиральных пружин, покрытых прочной койрой и подкладкой из натурального каучука.

8. Мягкое кресло Vitsoe 601 (1960)

Кресло 601 Easy Chair с алюминиевыми ножками с литыми швами, полосчатой ​​подушкой и оболочкой из стекловолокна демонстрирует высокий уровень технической артикуляции и детализации в дизайне его составных частей. В результате получается гладкий, потрясающий визуальный профиль без ущерба для комфорта.

9. Универсальная система стеллажей Vitsoe 606 (1960)

Тот факт, что Vitsoe до сих пор производит эту стеллажную систему в ее первоначальном виде, свидетельствует о ее невероятно высокой эффективности хранения и использования материалов. Связанные анодированными алюминиевыми концевыми пластинами, закрывающими окрашенные перекрывающие элементы, это, вероятно, будет одной из самых хорошо структурированных модульных систем хранения, из когда-либо задуманных.

10. Аудио-система Braun LE 1 (1959)

Основанные на Quad ESL-57, это были первые электростатические колонки, доступные на немецком рынке в свое время, и которые до сих пор обладают способностью соответствовать некоторым современным аудиосистемам Hi-Fi. Обладая большой характерной мембраной и простым функциональным дизайном, колонки были первопроходцами на момент своего выпуска — как в техническом, так и в эстетическом плане.

Дизайн Рэмса на протяжении всей его карьеры основывался на 10 принципах, выраженные в сдержанном, функциональном и элегантном дизайне. Он создавал продукты, которые были безупречно согласованными, но, что самое главное, простыми в эксплуатации, благодаря обширным испытаниям и исключительной степени детализации. Элегантный, модульно универсальный и непринужденный стиль Дитера Рамса, основанный на его техническом великолепии и философии «Меньше, но лучше», произвел неизгладимое впечатление на многих известных дизайнеров современности, включая Джонатана Айва и Джаспера Моррисона.

Комментарии закрыты.