История художника, скульптора и дизайнера KAWS

История художника, скульптора и дизайнера KAWS

За последнее десятилетие разрыв между миром искусства и моды почти улетучился. Хотя искусствоведы по-прежнему пользуются большим уважением со стороны культурных критиков, чем модельеры, но эта модель меняется. Сегодня фанаты с такой же вероятностью будут ждать в очереди ограниченного принта Такаси Мураками или Джеймса Джина, как и выпуск Supreme или Off-White. В то время как многие люди придерживаются границы между современным искусством и модой — Дэниел Аршам, Вирджил Абло и, конечно же, Мураками.

А один человек находится в центре диаграммы Венна: Брайан Доннелли, более известный как KAWS. Художник из Джерси, склонность Доннелли к сотрудничеству, запоминающимся иллюстрациям и игрушкам сделали его неотъемлемой частью поп-культуры 21 века. Однако для многих KAWS — фигура, вызывающая разногласия, жертва собственного успеха. Несмотря на раздвоение мнений, KAWS — одна из самых влиятельных личностей не только в искусстве и моде, но и в культуре в целом.

Кто такой Брайан Доннелли

Доннелли родился в 1974 году и вырос в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси. В школьные годы он катался на скейтборде и писал граффити — развлечения, которые неизбежно привели его к переправе через реку в Нью-Йорк. По словам Доннелли , когда он рос, граффити было действительно единственным выходом для молодых творческих людей, которые интересовались искусством, но имели ограниченный доступ. После окончания средней школы в 1993 году Доннелли начал экспериментировать со своим товарным знаком «X», черепом и костями, а не просто над буквами.

Вскоре после этого Доннелли поступил в Школу визуальных искусств, где он впервые понял, что помимо граффити, искусство было жизнеспособным выбором карьеры. Во время учебы в школе Доннелли получил работу иллюстратора в Jumbo Pictures, где он работал над фоновой иллюстрацией для 101 далматинец. Работа над детскими мультфильмами была не только фундаментальной для эстетики Доннелли, но и открыла глаза.

В 1996 году Доннелли окончил SVA и вывел свои граффити на новый уровень. Сумев раздобыть ключ, который открывал рекламные щиты телефонных будок и автобусных остановок, Доннелли начал «подрывную рекламу» — создавать рекламу, добавляя свои крестики, черепа и фантастические рисунки к безвкусной рекламе. Рекламы моды были его частой мишенью, оттачивая вездесущие плакаты и рекламные щиты Calvin Klein и DKNY той эпохи. Тогда как это считалось вандализмом, сегодня та же самая подрывная реклама считается искусством само по себе. «Я начал думать об этом почти как о конкуренции с рекламодателями за пространство, работы, которая останется на улицах», — сказал Доннелли. Вскоре люди начали узнавать особый визуальный язык KAWS.

Японский рынок искусства

Затем Доннелли сосредоточил свое внимание на Японии, где такие современники, как Stash и Futura, добились большого успеха. В то время как некоторые друзья сетовали — и даже высмеивали — сосредоточение Доннелли на Японии, его работа с растущей сценой уличной моды помогла KAWS стать глобальным.

По словам Доннелли , ни один американский уличный художник не создавал искусство, ориентированное на японский рынок, поскольку «дети не покупали искусство, оно просто не было в поле зрения». Они скорее потратят 300 долларов на пару кроссовок, чем на маленький рисунок». Итак, когда Bounty Hunter обратился к молодому художнику с уникальным предложением — превратить персонажа в виниловую игрушку, — это предоставило прекрасную возможность. 

Для Доннелли фигурки были заменой скульптуры, вида искусства, которое, хотя он всегда любил, требовало либо богатого покровителя, либо значительных личных вложений и поэтому было недоступно. Однако с помощью игрушек Доннелли получил возможность преобразовать свои 2D-эскизы в 3D-предметы коллекционирования, одновременно создавая продукт, который, по его мнению, нашел бы отклик у японских потребителей.

Первый персонаж KAWS превратился в виниловую игрушку высотой 8 дюймов, Companion — персонаж в стиле Микки Мауса, который, казалось, только что выпил из бутылки с ядом, — сразу же стал хитом, продаваемым в лучших магазинах все еще зарождающейся субкультуры, которая объединила искусство и моду. Colette, культовый парижский бутик был одним из первых продавцов товаров, создаваемых Донелли. Опираясь на успех Companion, Доннелли использовал прибыль для создания и продажи виниловых игрушек, и его примеру последовали многочисленные персонажи из его творчества — сообщник, приятель, Бенди и лучшая подруга.

В отличие от традиционного изобразительного искусства, работы Доннелли в Японии были в большей степени коммерческими. KAWS был брендом больше, чем что-либо еще, ориентированным на продукт, а не на оригинальные работы или пронумерованные издания. В результате Доннелли почувствовал, что его работы на самом деле не принадлежат галереям, или, скорее, традиционные галереи категорически отвергнут его. Например, после выставки KAWS на верхнем этаже торгового центра в районе Токио в 2001 году Доннелли сказал: «Если бы вы сказали кому-нибудь в Нью-Йорке, что проводите шоу на крыше торгового центра, они бы подумали: «О, это действительно безвкусно, коммерческое». Но там это был обычный выход».

Сотрудничество с NIGO

Примерно во время выставки Доннелли был официально представлен NIGO, и они начали работать вместе, в первую очередь над выставкой Kimpsons — «Симпсоны глазами KAWS». Kimpsons был монументальным не только потому, что японский тяжеловес в уличной одежде сыграл ключевую роль, но и потому, что он подготовил почву для определения эстетики KAWS: передачи идей с использованием общепризнанных символов и персонажей. Даже после того, как Доннелли сделал KAWS-фид персонажей, учитывая всемирную популярность Симпсонов, каждый рифф был мгновенно понят. 

После успеха Kimpsons Nigo и KAWS начали работу над совместной коллекцией BAPE. Хотя это и не первый набег Доннелли на одежду, Джун Такахаши обратился к Доннелли с просьбой разработать одежду для Undercover в конце 90-х. Коллаборация BAPE x KAWS стала кроссовером художника. Доннелли работал с лейблом в течение трех сезонов, создавая легендарные вещи, такие как разрекламированная толстовка с капюшоном на молнии KAWS x BAPE Companion и желанные KAWS x BAPE Bape sta. Было ли это культом Доннелли в Японии или просто известностью BAPE, сотрудничество имело огромный успех и сделало Доннелли известным как соавтором, так и силой уличной моды, с которой нельзя не считаться.

Сотрудничество началось в период с 2004 по 2005 год, совпав с экспансией BAPE в США и ростом популярности хип-хопа. KAWS стал громким именем не только среди рэперов, но и среди американской уличной культуры в целом. Когда рэперы начали покупать BAPE, они неизбежно столкнулись с коллаборацией KAWS. Ко второй половине десятилетия KAWS были знакомы не только японским законодателям вкуса, но и Фарреллу, Джей-Зи и Канье Уэсту, а также всем, кто следил за уличной культурой.

Бренд одежды OriginalFake

В 2006 году Доннелли сотрудничал с Medicom Toy и Nexus7, чтобы создать бренд, который мог бы удовлетворить его художественные устремления, а также создать его ажиотаж в уличной одежде: OriginalFake. Имея флагманский магазин в Аояме, OriginalFake использовала обширные производственные возможности Medicom Toy и ноу-хау Nexus7 для создания не только фигурок, но и футболок с графическими изображениями, а в конечном итоге и полных коллекций прет-а-порте. Помимо обычных персонажей KAWS, представленных в виде различной графики, деталь Chomper — комично прикусывающие широкие зубы — стала визитной карточкой бренда, появившись на внутренней стороне поясов джинсов и воротников футболок. OriginalFake доказал, что для Доннелли границы между искусством и одеждой просто не существовало. Коллективные спутники были так же важны, как и верхняя одежда с логотипами.

Основанный на пике культурного доминирования KAWS, OriginalFake был одним из самых влиятельных брендов уличной одежды, культом которого придерживались как в Японии, так и за рубежом. Доннелли использовал успех своего бренда в сотрудничестве с Nike и Vans соответственно. В 2007 году Vault by Vans выпустили массивную коллекцию, посвященную Симпсонам . Разбросанный множеством капель, Vault привлек художников для создания уникальных кроссовок, вдохновленных вымышленной семьей. Доннелли был естественным выбором, учитывая выставку KAWS «Kimpsons», и позволил художнику, наконец, поработать с любимым мультсериалом в официальном качестве.

Год спустя Nike обратилась к Доннелли в рамках проекта Nike 1World. Художник создал черно-зеленый Air Force 1 — иронично, учитывая его предыдущую работу с BAPE над серией Bape sta — и две пары Air Max 90. Несмотря на новое признание на Западе, KAWS продолжал укреплять отношения в Японии, работая вместе с Хироки Накамурой над несколькими кроссовками Visvim в период с 2007 по 2008 год, в частности, Skagway и Logan, вдохновленными Old Skools и Slip-Ons.

В этом заключается магия KAWS. Доннелли постоянно подрывает символы — будь то персонажи или кроссовки — укоренившиеся в более широкой культурной психике и превращая их в нечто совершенно иное. Будь то дань уважения Симпсонам, которая неизбежно ведет к реальному сотрудничеству Симпсонов, или уникальный взгляд на модный японский римейк силуэта Vans, граница между присвоением, потреблением и переосмыслением перестает существовать.

В 2008 году Канье Уэст пригласил Доннелли вместе с тогдашним креативным директором Вилло Перроном создать культовую обложку альбома для 808s & Heartbreaks . Известный фанат, Фаррелл Уильямс стал своего рода покровителем, купив несколько картин и скульптур KAWS и поручив художнику создать картины в стиле Губки Боба, напоминающие «Кимпсонов». Хотя в конце нулевых его работы становились все более коммерческими, по иронии судьбы только тогда Доннелли начал получать признание не только за свои продукты, но и за свое искусство.

Выставки KAWS в США

В 2008 году было проведено две крупные выставки работ KAWS в Соединенных Штатах, в галерее Gering & Lopez в Нью-Йорке и в Galerie Emmanuel Perrotin в Майами соответственно. В феврале 2009 года в галерее Honor Fraser была открыта выставка картин и скульптур KAWS. Были проведены параллели как с Энди Уорхолом, так и с Марселем Дюшаном, титанами, которые сами занимались коммерческим искусством.

На рубеже десятилетий Доннелли превратился из уважаемой фигуры в культурного титана. Количество выставок в галереях увеличивалось, Companion превратился в воздушный шар для парада Macy’s в День благодарения, OriginalFake был на пике популярности, а Доннелли разрабатывал специальные этикетки для Hennessy и обложки для New York Magazine. Затем, в 2013 году, Доннелли неожиданно объявил, что OriginalFake прекращает свою деятельность. 

Сразу после закрытия OriginalFake внимание Доннелли разошлось. Сотрудничество в сфере одежды и кроссовок было немногочисленным и редким, тогда как выставки, новые картины и высокие скульптуры открывались с возрастающей регулярностью в 2014 и 2015 годах. Когда-то одержимая продуктом креативность наконец-то перешла в мир искусства. 

Можно утверждать, что, повзрослев, убедившись, что он никогда не станет частью истеблишмента, когда Доннелли был наконец принят миром искусства, он отвернулся от субкультуры, которая помогла ему начать карьеру. 

Коллекции с Uniqlo

К 2016 году модного следа KAWS практически не существовало. Затем, в феврале 2016 года, Uniqlo объявила о сотрудничестве с KAWS в рамках своей предстоящей весенне-летней коллекции UT. Ниго присоединился к Uniqlo в качестве креативного директора, и Доннелли признает, что эти отношения сыграли решающую роль в укреплении партнерства. Дебютная коллекция была простой, с использованием любимых персонажей KAWS для создания графических футболок. За почти три года совместное партнерство расширилось, включив уникальные взгляды KAWS на «Арахис» и «Улицу Сезам», в том числе плюшевые куклы, напоминающие самые ранние эксклюзивные игрушки Доннелли для Японии.

Доннелли продолжил свое возвращение в уличную одежду, возродив свои отношения с Nike в 2017 году, на этот раз работая с Jordan Brand. В 2017 году появились Jordan Brand x KAWS — серые замшевые Air Jordan IV. Оснащенные светящейся в темноте подошвой и запатентованными художником крестиками на пятке, ультра-разрекламированные кроссовки упали вместе с одеждой, восходящей к временам OriginalFake, с крупногабаритной мультяшной графикой. KAWS Jordan IV вызвал такой же отклик, как и сотрудничество художника с BAPE в 2005 году. Игроки НБА использовали их на корте, и эти кроссовки стали самым желанным и ценным выпуском.

За выпуском Jordan последовали дальнейшие коллекции Uniqlo UT, а также новые версии его BFF в сотрудничестве с MoMA и, наконец, более широкий выпуск ранее ограниченных черных замшевых Air Jordan IV. Несмотря на то, что они хорошо знакомы ветеранам уличной моды, череда сотрудничества между 2016-2017 годами помогла KAWS стать популярным среди нового поколения фанатиков культуры.

Возвращение к моде

Сегодня Доннелли устанавливает тонкий баланс между уличной культурой и более буржуазным миром искусства. Каждое новое сотрудничество тщательно рассматривается. В начале 2018 года он работал с Union — одним из самых старых бутиков в отрасли — в ознаменование открытия его токийского филиала. В июне он сотрудничал с Dior Men’s для первой коллекции Кима Джонса, создав не только центральное украшение для показа на подиуме, но и выпустив капсульную коллекцию с культовым логотипом шмеля Доннелли KAWS-ify Dior. Релиз Dior совпал с выпуском последней коллаборации KAWS с Uniqlo, посвященной Улице Сезам. Что касается искусства, Доннелли выпустил новую работу «GONE», которую Vanity Fair сравнила с «Пьета» Микеланджело. Смелая защита его работы, Vanity Fair утверждал, что «Микеланджело считался проданным скептиками, которые не одобряли его заказанные работы как коммерческие», и KAWS по-прежнему является жертвой этого явления.

Хотя Доннелли посмеялся над этим сравнением, оно не совсем смешно. За последние два с лишним десятилетия KAWS сыграл жизненно важную роль в стирании границ между высоким и низким. Сколько других могут работать с Dior, Uniqlo и Jordan — брендами, которые действительно представляют весь спектр ценовых категорий, роскоши и массовой доступности — одновременно. Одновременно создавая художественную выставку, которая путешествует по галереям и музеям всего мира. В этом отношении KAWS — редкий талант. Его недавнее возрождение только подчеркивает это.

Источник: www.grailed.com

Комментарии закрыты.