История японского художника Такаси Мураками

История японского художника Такаси Мураками

Звание модного художника, обширная родословная с KAWS, сотрудничество с Dior делают его сильным фаворитом. Как и Баския, который до сих пор влияет как на уличных художников, так и на подиум. Несмотря на то, что критики высмеивают Такаси Мураками как аншлага, утверждая, что художник смягчает свои провокационные проекты в обмен на коммерческий успех, Мураками эффективно стирает грань между поп-культурой и высоким искусством. 

Его авторское творчество, удачно названное Neo-Pop, пародирует послевоенную японскую потребительскую культуру, реструктурируя и пробуя различные темы и персонажей в мире искусства. Создав свою теорию суперплоскости, Мураками органично и ловко объединяет историю Японии с популярной культурой. Тем не менее, в то время как его проекты ценятся за их смелую привлекательную эстетику, работы Мураками часто игнорируются и критикуются как объятия Японии и западного мира.

Студенческие годы Такаси Мураками

Мураками родился в Токио, Япония, в 1962 году. Он вырос в послевоенную эпоху, когда Япония подверглась быстрой вестернизации. Увлеченный аниме и мангой, Мураками планировал работать в индустрии анимации. Готовясь к вступительным экзаменам в университет, Мураками рисовал смелые рисунки и наброски, одержимые популярной культурой, одним из которых был его теперь уже ставший культовым цветочным узором конфеты. Он учился в Токийском национальном университете изящных искусств и музыки, чтобы научиться рисованию, необходимому для того, чтобы стать аниматором, но вместо этого специализировался на Нихонга, стиле японской живописи, подчеркивающем традиционные японские художественные условности. Несмотря на то, что позже он получил степень доктора философии Нихонга.

Со временем Мураками разочаровался в состоянии современного японского искусства, считая его «глубоким присвоением западных тенденций». Многие из ранних работ Мураками служили критикой и сатирой по отношению к коммерциализму. Искусство перформанса, такое как Osaka Mixer Project (1992), и пародии на искусство «послания», популярное в Японии в начале 90-х, такое как Dobozite Oshamanbe (1993), хотя и привлекали внимание, — не обязательно были хорошо приняты в Японии. Он был разочарован отсутствием в Японии устойчивого арт-рынка и решил утвердиться в западном мире искусства, прежде чем в конечном итоге сосредоточиться на Японии. Вскоре после получения докторской степени в 1993 году и, благодаря стипендии Азиатского культурного совета, в 1994 году Мураками был приглашен к международной студийной программе PS1 в Нью-Йорке.

Во время своего пребывания в Нью-Йорке, Мураками познакомился с современными западными художниками, включая Ансельма Кифера и Джеффа Кунса. Он был очарован идеями симулятивного искусства, в которых подчеркивалась абстракция существующих смыслов. Мураками также обнаружил «фабрику» Энди Уорхола, где Уорхол массово производил шелкографию с коммерческими изображениями, пытаясь ниспровергнуть существовавший ранее смысл. Фабрика стала неотъемлемой частью художественной структуры Мураками, вдохновив его открыть небольшую студию вместе с Hiropon Factory — предшественницей его компании Kaikai Kiki. Получив существенное представление о методах западного искусства, он вернулся в Японию, чтобы продолжить оттачивать свой репертуар художественных практик.

По-прежнему считая современное японское искусство имитацией популярных тенденций на Западе, Мураками стремился исследовать предмет, который, хотя и является уникальным японским, по-прежнему привлекал бы остальной мир. Понимая, что многие считали эзотерические темы, присутствующие в современном изобразительном искусстве, в лучшем случае озадачивающими, Мураками сосредоточился на «низкой» культуре. 

Размышляя о своих детских увлечениях, Мураками пробовал мотивы и стили, типичные для аниме-персонажей, в различных средах, от плоских глянцевых принтов до скульптур в натуральную величину и миниатюрных фигурок. Сопоставляя милое и тревожное — все в своей фирменной смелой цветовой палитре. Мураками попросил зрителя расспросить не только о реальных персонажах, но и об их окружении и происхождении.

Картины Mr. DOB и Hiropon

Mr. DOB (1993) — наиболее близкое приближение Мураками к автопортрету и один из его первых повторяющихся мотивов — яркий тому пример. Обладая открытым ртом, острыми как бритва зубами и множеством глаз, хаотично бегающих во все стороны. На первый взгляд эта потусторонняя фигура столь же причудливо очаровательна, как и отталкивает. Однако при ближайшем рассмотрении сильно увеличенные глаза мистера ДОБа — явная отсылка к аниме, а его маниакальная улыбка указывает на отношение Мураками как к миру искусства, так и к Западу. Имя персонажа, образованное от сленгового выражения «дободзите» (или «почему?»), Ставит фундаментальный вопрос Мураками: почему Япония должна подражать Западу?

В других работах, таких как Hiropon (1997), аналогично используются черты, связанные с аниме, для острых социальных комментариев. Гиперсексуализированная фигура демонстрирует крошечную талию, розовые косички и грудь настолько комично большими, что они выпускают струю молока, окружающую всю фигуру. Хотя каждая черта довольно типична для женщины из манги, сама скульптура является резкой критикой послевоенной японской культуры. В различных интервью Мураками заявлял, что считает, что Япония инфантилизируется из-за оккупации Соединенных Штатов после Второй мировой войны. Он считал, что кастрирующий эффект войны оставил культуру Японии одержимой молодостью и красотой, что привело к гиперсексуализации в манге. С Hiropon, Мураками исказил эротические образы скромной культуры, чтобы создать произведение изобразительного искусства, обращающееся к природе сексуальности в современной Японии.

В 2000 году Мураками опубликовал свою основную теорию суперплоскости (Superflat) на выставке для музея современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA) в 2001 году. В выставке приняли участие художники, чьи работы подчеркивают различные аспекты визуальной культуры Японии. От укиё-э (гравюры на дереве периода Эдо) до аниме и каваи (китчевая привлекательность, которую часто можно увидеть в мультфильмах и других продуктах), Мураками стремился подчеркнуть «плоскостность» японского искусства в отличие от мрачной реальности страны после Второй мировой войны. Сама теория утверждает, что эти плоские изображения приобрели известность в Японии, поскольку различие между социальным классом и основными интересами «сгладилось», создав культуру с небольшим различием между «высоким» и «низким». Мураками так же заинтересован в создании массивных инсталляций для маленьких плюшевых кукол, поскольку, согласно Superflat, они не менее важны в каноне японского искусства.

Работа с Louis Vuitton

После Superflat и основания своей компании Мураками добился огромного коммерческого успеха, вызвав восхищение многих ведущих дизайнеров мира. Одним из известных поклонников был Марк Джейкобс, тогдашний креативный директор Louis Vuitton. В 2002 году он обратился к Мураками, чтобы изменить дизайн монограммы Louis Vuitton в 33 ярких цветах. Известный фанат моды, Мураками быстро согласился и в течение 13 лет представил ряд знаменитых принтов, включая «Монограмму», полностью черную версию монограммы на камуфляжном фоне, и «Цветение вишни», на которой были изображены яркие цвета. розовые цветы на коричневой монограмме. Вскоре после выхода коллаборации Мураками начал напрямую включать монограмму LV в свои собственные произведения. Серия «LV» получила восторженные отзывы, укрепив позиции Мураками в индустрии моды. Хотя ранее он сотрудничал с Issey Miyake Men by Naoki Takizawa в 2000 году, работа Мураками с Louis Vuitton вывела его на международную модную арену.

Первое сотрудничество с Louis Vuitton вывело Мураками на совершенно новый рынок. В 2003 году он представил Двойную перевернутую спираль в Рокфеллер-центре, свою самую большую скульптуру на сегодняшний день. В том же году ArtNews сообщило о резком росте спроса на работы Мураками. По сообщениям, в 2002 году Hiropon был продан на аукционе Christie’s за 427 500 долларов, а в следующем году модель Miss Ko2, высотой шесть футов, высмеивающая типичного женского аниме-персонажа, была продана за 567 500 долларов — рекорд для работы современного японского художника. Быстрый успех Мураками достиг апогея в 2007 году, когда Канье Уэст посетил одну из его галерей в Токио и назначил художника арт-директором своего нового альбома Graduation.

Обложка для альбома Graduation

Уэст попросил японского художника создать обложку и снять анимационный видеоклип на трек «Good Morning». В картине была переосмыслена вселенная Уэста через причудливую, очаровательную и несколько тревожную линзу Мураками. В следующем году Мураками разработал мерч для турне Уэста «Glow in the Dark», в котором фигурировал известный медведь Уэста. Позже Мураками изменил свое первоначальное оформление для песни и альбома, включив образы в свои картины и скульптуры, еще больше размыв границы между изобразительным искусством и другими формами медиа.

Несмотря на сотрудничество с рядом западных художников, Мураками был движущей силой в распространении и продвижении японского искусства. В 2001 году он основал Kaikai Kiki Co., Ltd., компанию по производству произведений искусства с офисами в Японии и Нью-Йорке. Через Kaikai Kiki, Мураками выступал в роли покровителя для ряда молодых японских художников, предоставляя им международную известность, проводя выставки, предоставляя капитал и организовывая Geisai — фестиваль искусства в Токио, который проводится раз в два года. 

Сотрудничество с японскими брендами

Даже Хироши Фудзивара признал огромное творческое влияние Мураками, когда он объединился с Мураками для выпуска капсульной коллекции Fragment Design, посвященной открытию выставки Hi & Lo. в 2008 году. Выставка проходила в галерее Kaikai Kiki в Токио и стала первым случаем, когда личная коллекция реликвий уличной одежды Fujiwara была доступна широкой публике. Сотрудничество между Fujiwara, Murakami и несколькими другими японскими лейблами, такими как visvim, Head Porter и Levi’s Fenom, также было доступно для покупки, на каждом из которых была фирменная молния Fujiwara и классический «цветочный» мотив Мураками.

Мураками продолжал заниматься уличной одеждой, сотрудничая с некоторыми из самых известных брендов отрасли. В 2007 году художник разработал набор колод для скейтбординга для Supreme , на каждой из которых была изображена собака, разноцветные глаза мистера ДОБа и японское кандзи. В 2015 году Мураками выпустил капсульную коллекцию с Vault by Vans, которая включала в себя широкий спектр товаров, от обуви до одежды и колод для скейтбординга, на которых повсюду присутствовали культовые мотивы цветов и черепов Мураками. 

Недавно Мураками сотрудничал с Фарреллом Уильямсом и Billionaire Boys Club над выпуском плюшевых фигурок. Каждое сотрудничество является уникальным по своей сути, но представляет собой комментарий к пересечению американской и японской поп-культуры. Используя классические западные товары, такие как скейт-деки и кроссовки, в качестве полотен, Мураками эффективно представил свои проекты молодой западной аудитории.

Кроссовки Air Force 1 Mid, созданные вместе с японским брендом Porter , сочетают в себе фигурки Мураками с деталями MA-1 и военным нейлоном — это тип дизайна, который мог вообразить только Мураками.

Член конвенции ComplexCon

Еще больше присоединившись к модной элите, Мураками начал серию выставок вместе с Вирджилом Абло. Впервые представленная в галерее Gagosian в Лондоне, выставка объединила фирменный стиль Мураками со стрелками Off-White, чтобы добавить совершенно новое измерение в работу обоих творцов. 

Самым прямым взаимодействием художника с уличной одеждой, без сомнения, является ComplexCon. Это ежегодная конвенция, посвященная всем аспектам молодежи и уличной культуры. Выступая в качестве постоянного члена комитета, Мураками формирует саму эстетику конгресса, создав зону Кайкай Кики в Art Space, а также различные другие мероприятия по всему пространству. Опять же, пересекая границу между современным и коммерческим художником, каждый год Мураками выпускает предметы ограниченным тиражом на протяжении всей выставки, включая различные коллаборации, принты и игрушки.

Хотя Мураками обычно ассоциируется в сообществе уличной одежды, его художественное, коммерческое и культурное влияние часто остается незамеченным модным сообществом. В значительной степени ответственный за представление современного японского искусства в западном мире, тезис Мураками Superflat стал решающим в распространении культуры. Сегодня Мураками находится на пике своего успеха. Скульптуры в натуральную величину, плюшевые персонажи аниме, массовые принты, иммерсивные инсталляции, музыкальные клипы, роскошные сумки, кроссовки и даже полнометражный фильм — работы Мураками выходят за рамки популярных медиа и изобразительного искусства. Исследуя пересечение этих разрозненных тем, Мураками успешно создает убедительные визуальные эффекты, охватывающие обширный ландшафт популярной культуры.

Источник: www.grailed.com

Делитесь с друзьями
История японского бренда UNDERCOVER Черный дом — амбар от студии Ravi Handa Architects