Ваби-саби в одежде: эстетика несовершенства

Ваби-саби в одежде: эстетика несовершенства

Вас когда-нибудь привлекала вещь на пыльной витрине магазина, черты которой выцвели на солнце? Или почувствовали ностальгическое тепло, обнаружив какую-то потерянную реликвию, роясь в коробках в доме бабушки и дедушки? Вы наслаждались торжественной прогулкой на природе или сидели в тишине и просто наблюдали, как мир плывет в своем естественном ритме? Если вы можете относиться к любому из этих переживаний, вы уже столкнулись с концепцией ваби-саби. 

В Японии есть много глубоких и значимых понятий, которые являются частью японской культуры. Традиции и тенденции страны очень интересны и вращаются вокруг разных форм философии. Японская культура и философия имеют уникальную идеологию красоты и восприятия красоты и эстетики в мире. Одной из таких интригующих японских концепций является «ваби-саби».

Что означает ваби-саби?

Ваби-саби — это «образ жизни, который ценит и принимает сложность, но в то же время ценит простоту». — Ричард Пауэлл, автор книги «Простое ваби-саби» .

По мере развития фразы «ваби» стали переводить во что-то вроде «признание простоты или естественных состояний». По словам философа Алана Уоттса, ваби представляет собой своего рода уединенное одиночество. 

Другое толкование можно найти у Кадзуо Окакура, автора «Книги чая». Эта книга была специально написана на английском языке, чтобы познакомить Запад с японской чайной культурой (и, как ни странно, позже была переведена на японский после успеха на Западе). В книге Окакура описывает ваби как «несовершенный» или «неполный», но с потенциалом для улучшения. Однако в основе лежит чувство принятия этого несовершенства с чувством типа «что будет, то будет».

«Саби», с другой стороны, происходит от японского глагола «сабу», что означает портиться или терять блеск с течением времени. Однако это не обязательно плохо, так как может означать теплое знакомство, мало чем отличающееся от старинного или поношенного предмета одежды. Слово саби постепенно стало ассоциироваться с тихими местами, где нет людей. Конечно, ирония в том, как можно испытать саби, если оно изначально лишено человечности? Именно через этот парадокс можно сделать вывод, что саби есть нечто родственное тихому уединению индивидуума, наблюдающего за естественным состоянием мира.

Ваби-саби также связан с дзен-буддизмом и отражен в японской форме поэзии, известной как «хайку». Известный поэт Мацуо Басё говорил о безмятежных прудах, которые напоминают ныряние лягушки; забытая могила воина, окруженная высокой травой; или безмолвный камень, исполняемый стрекотанием цикад. В своем хайку Басё уловил чувство саби, выражающее одиночество, естественную красоту, течение времени и постоянно меняющуюся природу жизни. 

Японский сад ваби-саби

Эти чувства связаны с буддийскими учениями о самой жизни. Существование отмечено тремя истинами: непостоянством, страданием и пустотой. Вместо того, чтобы предлагать нам томиться в жалости к себе, ваби-саби находит способ объяснить привлекательность этих неизбежных понятий. Если вы не можете избежать их, наслаждайтесь ими и осознайте умиротворенность отпускания.

Ваби-саби в одежде

Концепция ваби-саби применяется по-разному. Потертая и поврежденная джинсовая ткань; ткани с неравномерным «неряшливым» переплетением — и целый мир патины — будь то на всеми любимом кожаном кошельке или на чугунной сковороде, которой много лет.

Для многих пара джинсов, изношенных в клочья с заплатами и ремонтами, может показаться чем-то ущербным и готовым к выбрасыванию. Восхищаться уникальным разложением необработанного денима, тонкой кожи или любой другой ткани, если уж на то пошло, значит практиковать ваби-саби.

Стиль ваби-саби в дизайне интерьера

Но концепция ваби-саби не обязательно должна применяться к состаренным продуктам или даже к физическим объектам. Ваби-саби может означать восхищение неровными краями журнального столика из натурального дерева, изношенными канавками на старой каменной лестнице или восхищение звуком дождя, который в противном случае причиняет вам неудобства.

Как ваби-саби проявилось в японской культуре?

В книге «Ваби-саби: японское искусство непостоянства» Эндрю Джунипер определяет ваби-саби как «интуитивное восприятие эфемерной красоты в физическом мире, отражающее необратимый поток жизни в духовном мире».

Концепция ваби-саби развивалась на протяжении тысячелетий, и его влияние очевидно во многих формах японского ремесла. Кинцуги (переводится как «золотая столярка»), также известная как Кинцукурой (переводится как «золотой ремонт»). Это японское искусство починки разбитой керамики путем заделки поврежденных участков лаком, напыленным или смешанным с порошком из драгоценных металлов, таких как золото и серебро.

Как форма искусства, кинцуги чтит философию ваби-саби, рассматривая повреждение и ремонт как часть истории объекта — нечто, на чем можно основываться и чем восхищаться, а не маскировать или отбрасывать.

Боро и Сашико, два других примера того, как ваби-саби проявляется в японской культуре. Эти ремесла, которые очень распространены в современной моде и на сцене из необработанного денима, различаются по своей концепции, но оба по-своему передают концепцию ваби-саби.

Истоки Сашико находятся в крестьянстве древней Японии. Оно представлял собой зимнюю работу для женщин из фермерских или рыбацких семей, которые использовали эту технику, чтобы продлить срок службы изношенных тканей, починить и подготовить одежду к зиме, а также украсить предметы повседневного обихода.

Но японцы стали ценить красоту этих народных тканей и их недостатки.

В то время как Сашико часто использовали для украшения скучной рабочей одежды, Боро был рожден исключительно по необходимости. Стиль боро, означающий «рваный» или «потрёпанный», предпочитали сельские японцы девятнадцатого и начала двадцатого века.

Хлопок не был распространен в Японии вплоть до двадцатого века, поэтому, когда покрывало для кимоно или спального футона начинало истончаться в определенной области, женщины семьи зашивали его небольшим кусочком ткани, используя вышивку сашико.

Эти ткани будут передаваться из поколения в поколение, каждое из которых будет добавлять свои собственные кусочки ткани. Хотя практика Боро считалась постыдной на протяжении большей части современной истории Японии, теперь она рассматривается как прекрасное событие в культурном развитии страны. Его несовершенства теперь воспринимаются как красивые, очаровательные детали, созданные в трудные времена.

Концепция ваби-саби в нашей повседневной жизни

Ваби-саби предлагает убежище от одержимости современного мира совершенством — будь то эстетический, финансовый или любой другой аспект нашей занятой, мимолетной жизни. Концепция учит нас принимать несовершенства как значимые и по-своему красивые. Необходимое даже.

Хотя может потребоваться некоторое время, чтобы применить подход ваби-саби ко всем аспектам вашей жизни, хорошее место для начала — это ваши вещи. Рассматривайте каждое новое несовершенство как возможность более глубоко оценить этот предмет.

Залатайте эту дыру на колене своих джинсов самостоятельно, зная, что это только символизирует использование и износ, который вы получили от этих джинсов. Научитесь любить это маленькое пятно от острого соуса на подоле вашей куртки, заработанное съедением большого буррито в компании хороших друзей.

Цените потертости на шее вашей майки, зная, что они образовались, пока эта одежда согревала вас в холодные дни. Список можно продолжать, но красивая простая концепция ваби-саби всегда останется неизменной.

Ваби-саби, кажется, дает надежду нашему современному миру, в котором социальные сети проецируют идеальную жизнь с помощью подделанных фотографий и тщательно подобранных хронологий. Ваби-саби противостоит этому, рекламируя радости простоты, спокойного размышления и оценки старого и изношенного, а не блестящего и нового.

Комментарии закрыты.