Японское искусство Superflat

Японское искусство Superflat

Когда в 2001 году японский художник Такаши Мураками придумал термин «суперплоскость», он положил начало одному из самых энергичных течений постмодернистского искусства. Основанный на компиляции и сжатии многовековой японской эстетики «плоского» искусства и вдохновленный отчетливо уникальным увлечением этой страны после Второй мировой войны аниме и манга. Он вдохновил других художников присоединиться к нему и поместить Японию на карту мира искусства. Superflat, который часто называют японской формой поп-арта, стал международным явлением, проникая во все области потребительской культуры, от высокого до низкого искусства.

Основатель и ведущий теоретик Superflat, Такаши Мураками, как и многие молодые люди своего поколения, в подростковом возрасте был одержим культурой Отаку  (субкультура фанатов манги и аниме), она оказала доминирующее влияние на его разработку Superflat.

«Цветы и черепа» Такаши Мураками

В начале своего творчества Мураками руководствовался несколькими разными направлениями. Первоначально он изучал Нихонгу, традиционную живопись в японском стиле, и его работы и теории основывались на знании традиционных стилей и техник японского искусства. Однако его первыми отмеченными работами были концептуальные работы, такие как проект Randoseru (1991), для которого он окрашивал шкуры экзотических животных и превращал их в восемь ярких японских школьных рюкзаков. Использование кож отразило влияние современного художника Дэмиена Херста, но этот проект также стал прообразом более поздних проектов Мураками, в которых японские мотивы были включены в предметы потребления.

Проект Randoseru из 8 японских школьных рюкзаков

Продолжительная поездка в Нью-Йорк в 1994 году вдохновила Мураками на переоценку своей эстетической практики, и он начал реинтегрировать свою японскую идентичность и то, что он считал важной японской культурой, в свои работы. Мураками чувствовал, что травматические последствия Второй мировой войны, бомбардировки Японии, ее поражения и оккупации нашли выражение в мультипликационных образах культуры Отаку . 

Он сказал: «Я всегда думал о том, как эта культура возродилась после Второй мировой войны». Озабоченность обновлением культуры была основной темой создания Мураками движения Superflat, мало чем отличающегося от движения поп-арта, которое также в значительной степени заимствовало из поп-культуры, чтобы заново изобрести свои произведения искусства.

Мастерская Hiropon

В 1989 году Мураками основал студию Hiropon в Токио. Это была творческая мастерская, и ее название относилось как к знаменитой Фабрике поп-арта Энди Уорхола, так и к хиропону — метамфетаминам, которые продавались без рецепта во время Второй мировой войны.

Именно в этой мастерской зародилось движение постмодернистского искусства Superflat. В 2000 году Мураками написал эссе «Теория суперплоского японского искусства» (2000), в котором описал суперплоскость как рисунок на плоских композициях японского искусства, как это видно в «японском стиле» искусства Нихонга, и особенно Укиё-э (гравюры на дереве периода Эдо), которые продолжали переходить в современную мангу, аниме, отаку и каваи. «Сглаживание» по определению Мураками означало не только плоскостность живописной композиции, но также сглаживание границ между высоким и низким искусством, между жанрами искусства, а также между искусством и культурой потребления, что, как он утверждал, было характерно для японской жизни.

Художественная выставка Superflat

В 2000 году Мураками воплотил свою концепцию Superflat в жизнь, организовав одноименную художественную выставку в музеях универмага PARCO в Токио. В 2001 году он расширил выставку, включив 19 художников, для этого он посетил Музей современного искусства Лос-Анджелеса, Художественную галерею Уокера в Миннеаполисе и Художественную галерею Сиэтла Генри. 

Наряду с работами Мураками на выставке были представлены картины Ёситомо Нара, Чихо Аошима и Ая Такано; фотографии Масафуми Санаи и Чикаши Судзуки; бренд одежды 20471120; аниме Кодзи Моримото и Ёсинори Канада; манга Хенмару Мачино, Кентаро Такеку и Хистоши Томизава; скульптор Боме; и работы Кацусигэ Накахаши, Сигэёси Охи.

В произведениях сочетается плоскость традиционного японского искусства, подчеркивая контур и широкие области цвета, с помощью стратегий и методов западных средств массовой информации и массового производства. Шоу было встречено критиками, и некоторые историки искусства посчитали, что Superflat стал устойчивым движением, прежде всего из-за огромного американского интереса.

Элизабет Браун, куратор Художественной галереи Генри, сказала о выставке: «В Японии поколение X или люди двадцати с небольшим лет известны как синдзинруи , буквально «новая человеческая раса». На этой выставке представлены произведения синдзинруи , молодых художников, питаемых культурой, насыщенной Hello Kitty и другими милыми символами, компьютерными играми, аниме и мангой, и часто мотивированных желанием восстать против самого потребительства, которое представляют эти символы». Superflat также понравился молодому поколению в Америке и Европе, где манга, аниме и японские видеоигры, такие как популярная серия Pokemon, уже достигли широкой аудитории.

Ёситомо Нара

В 2001 году, в том же году, когда Superflat был запущен на международном уровне, Мураками преобразовал Hiropon Factory в коммерческую компанию под названием KaiKai Kiki Co. Ltd. Компания, названная в честь двух персонажей манги, имела офис в Токио, а также студию и офис в Нью-Йорке. Там он поддерживал начинающих художников и продвигал работы таких аффилированных художников, как Чихо Аошима, Ая Такано и Чинацу Бан. В то же время компания производила работы Мураками, ее офисы в Токио были ориентированы на азиатские рынки, а их офис и студия в Нью-Йорке — на рынки Европы и Северной Америки. В 2003 году Мураками открыл третью студию в Токио, посвященную анимации.

С самого начала организация была построена по вертикальной модели, основанной на традиционной японской художественной модели, когда мастер обучает своих учеников, вовлекая их в различные этапы своей собственной творческой работы и продукта. Этот производственный процесс позволил создать бесчисленное количество произведений искусства и предметов потребления, как сказал Мураками: «Я никогда не смог бы произвести так много работ с такой эффективностью, и работа не была бы такой интенсивной».

Из семи нынешних художников (среди множества других, исполняющих различные роли), которые являются членами KaiKai Kiki, пять — женщины, и компания хвалила феминистскую перспективу их работ. Тем не менее, компания продолжает подвергаться критике, поскольку некоторые предполагают, что помощники Мураками — это просто дешевая рабочая сила или, вдобавок, что его работы не являются его собственными произведениями. 

Он попытался ответить на оба обвинения, сказав: «Я считаю себя великим шеф-поваром в трехзвездочном ресторане. А молодые люди, работающие в студии, — подмастерья. Некоторые остро реагируют, говоря, что я эксплуатирую их труд и платя им всего лишь гроши. Но это неправда. У них также есть мечта стать великим поваром в будущем». На самом деле, эта модель не редкость для многих современных звезд искусства, таких как американский поп-художник Джефф Кунс.

Суперплоскость: концепции и тенденции

Картины Superflat основаны на давних традициях эстетики японской живописи, которые включают использование четких контуров, плоских цветовых плоскостей и отсутствие трехмерности. Как описал Мураками: «Я думал о реальности японского рисунка и живописи и о том, чем они отличаются от западного искусства. В японском искусстве важно чувство плоскостности. В нашей культуре нет трехмерности. Тем не менее, эти современные версии отличаются своей поп-культурной привлекательностью, стилем, заимствованным из графического дизайна, который придает ощущение плаката, фэнтезийные образы, смелые карикатурные оттенки, а также персонажей и контент, вдохновленные современной мангой и аниме.

Некоторые художники Superflat работают со скульптурой в стиле поп-арт. Работы варьируются от экспонатов музейного качества в натуральную величину до фигурок, производимых серийно для потребителей. Это сглаживание различий между коллекционной статуэткой и скульптурой изобразительного искусства — визитная карточка Superflat; идея о том, что одну фигуру можно воссоздать в различных форматах — от отдельного произведения искусства до потребительской безделушки.

My Lonesome Cowboy (1999)

Мураками и Нара — хорошие примеры этого скрещивания. Мураками создал в натуральную величину высокосексуализированные скульптуры изобразительного искусства, основанные на культуре отаку, как это видно в его «Hiropon» (1997) и «My Lonesome Cowboy» (1999). С другой стороны, он создавал каваи-работы, такие как Panda (2002), которые развивались в сотрудничестве с дизайнером Louis Vuitton и воспроизводились в различных потребительских товарах. Нара создал ряд скульптур, таких как «Your Dog» (2002), изображающих мультяшную белую собаку, от монументальных инсталляций до мягких игрушек и маленьких фигурок.


Your Dog от Yoshitomo Nara (2002)

Скульптор Боме известен своими бишодзё , красивыми женскими фигурами, основанными на персонажах аниме. Бишодзё происходит от бидзин-га в жанре укиё-э (изображение красивых женщин), но переведено на современный скульптурный язык, где персонажи аниме становятся коллекционными фигурками. Скульптуры Боме отражают сочетание преувеличенных сексуальных характеристик аниме с милыми лицами. Работая в компании Kyoto Kaiyodo Company, он произвел бесчисленное количество аниме-фигурок, массово продаваемых как предметы коллекционирования, а также гаражные комплекты, которые позволяют коллекционерам создавать свои собственные фигурки.

Фигурки Bishojo

Теория и практика Superflat включают в себя все элементы образа жизни в своем контексте, отражая образ жизни отаку. Озабоченность выдуманным миром, который берет верх над реальностью. В результате на выставке Superflat в 2001 году были представлены работы дизайнерского бутика 20471120, созданного Масахиро Накагава и Азечи Лика в 1994 году в Осаке, Япония. 20471120, названный в честь даты, которую Накагава выбрал днем, когда «что-то произойдет», начал экспонироваться на показе мод Tokyo Collections в 1995 году. Их линия уличной одежды стала широко популярной среди модного поколения Токио. 

Коллекция 1999 года от бренда 20471120

К 1999 году Накагава заинтересовался переработкой отходов. Они разработали Tokyo Recycle Project и попросили профессионалов в области искусства и моды подарить одежду и ответить на вопросы о ее ассоциациях. Затем команда разбирала одежду и собирала ее, возвращая владельцу в новой конфигурации. Накагава создал несколько персонажей манги, которые сыграли в этом проекте роль рассказчика. Проект был призван критиковать консьюмеризм, подчеркивать бережливость и создавать значимые связи между людьми и их имуществом, которых, по мнению 20471120, не хватало в современной жизни.

Самым известным сотрудничеством между Superflat и модой, несомненно, была сумка Мураками, созданная совместно с известным модельером Louis Vuitton. Коллекция была запущена в 2003 году, и ее продажи достигли 300 миллионов долларов, а затем она была расширена за счет сумок и других аксессуаров. Затем последовали и другие дизайны для Vuitton от Мураками, в том числе «сумочки персонажей» с изображением его панды.

Выставка Superflat 2001 года включала Groovisions, дизайнерская студия, основанная в Киото в 1993 году, которая представила тридцать три своих унисекс-фигурок в натуральную величину, Shiny Happy Chappies, одетых в одинаковую одежду, но с разными прическами.  

Они стали настолько популярными, что были разработаны мебель и валюта Chappie, поскольку дизайнеры создали мир, в котором обитают фигуры. Студия продолжала развиваться, работая в области графического, сценического, музыкального и видео-дизайна, и стала заметным культурным центром. Groovisions известна созданием дизайнов компакт-дисков и музыкальными клипами для FPM и RIP SLYME, а также разработкой приложений Chappie для мобильных телефонов.

Игрушки Chappie от Groovisions

Другие художники, такие как Чихо Аошима, используют современное программное обеспечение для графического дизайна, такое как Adobe Illustrator, для создания цифровых работ, которые затем печатаются. Отпечатки, по своей сути, являются плоскими транспортными средствами, а также расширяют японскую историю использования процессов печати как жизнеспособных инструментов для презентации изобразительного искусства.

Работа Чихо Аошима

Также на выставке Superflat 2001 года были отмечены художники манги Кентаро Такекума, Хенмару Мачино и Хитоши Томидзава, благодаря чему манга впервые стала рассматриваться в контексте мира искусства. В результате манга была представлена ​​новой аудитории, и ее эстетические качества подверглись переоценке. Кентаро Такекума наиболее известен своими комиксами Super Mario Brothers (1992–1993), а Томизава — серией «Alien Nine» (1998–1999), в которой три девочки из шестого класса пытаются поймать различных враждебных пришельцев в своей школе. 

Работа Томизавы особенно повлияла на стиль Superflat благодаря его характерным персонажам с большими глазами и удлиненными конечностями. Впоследствии сериал был преобразован в аниме, демонстрирующее тесную связь между двумя СМИ. Его Milk Closet (2000) с участием Макрокосмического Непобедимого Легиона Детей, который пытается спасти других детей, попавших в альтернативные вселенные, сочетает милых персонажей с жестокими столкновениями в инопланетных мирах.

В аниме работали несколько художников Superflat, в частности Коджи Моримото, который известен своими анимационными работами в фильмах «Akira» (1988) и «Kiki’s Delivery Service» (1989). Он также стал соучредителем Studio 4 ° C, которая сняла такие известные фильмы, как Princess Arete (2001) и Tekkon Kinkreet (2006), получивший награду за лучший анимационный фильм на конкурсе «Фантазия 2007» и премию Японской академии в области анимации года.

Дальнейшие развитие Суперплоскости

Superflat оказал влияние на многих художников, таких как американский граффити художник Барри МакГи и современный художник и скульптор Рональд Венчур.

Ряд художников в Майами, в том числе Ромеро Бритто, Кэрол Боуман, Пол Кремата, разработали движение SoFlo Superflat в 1990-х годах. «Софло» — это жаргонное название Южной Флориды, места, где эти художники чувствовали, что жизнь проживалась в двух измерениях, а не в трех, и поэтому должна выражаться визуально как таковая. Монументальная скульптура Ромеро Бритто Best Buddies Friendship Bear (2011), напоминающая большую мягкую игрушку с двумя сердечками, передает миловидность кавайи. Как и другие художники Superflat, Бритто также запустил линию продуктов, основанных на его работах.

Best Buddies Friendship Bear

Включение Superflat манги и аниме в качестве искусства также повысило восприятие эстетической ценности этих медиа. Известные художники-карикатуристы, такие как Эд МакГиннесс и Фрэнк Миллер, испытали влияние манги, а американец Фред Галлахер известен своей работой в манге в Megatokyo (2000) .

Superflat стал синонимом как современного японского искусства, так и элементов массового потребления, от высококлассных модных товаров до игрушек и фигурок, продаваемых по всему миру. В результате сегодняшняя популярная культура на мировом уровне насыщена различными сортами Superflat. Мураками разработал обложку альбома Канье Уэста Graduation (2007) и анимацию для Фаррелл Уильямса в 2014 году в музыкальном сотрудничестве.

Мураками и его компания KaiKai Kiki также сыграли значительную роль в наставничестве молодых японских художников, в том числе связанных с компанией напрямую, таких как Чинацу Бан, Чихо Аошима, Махоми Куниката, Ая Такано и г-н Рей Сато.

Комментарии закрыты.