Dr. Martens — история и философия знаковых ботинок

Dr. Martens — история и философия знаковых ботинок

Ни один другой бренд не олицетворяет рабочий класс Британии больше, чем Dr. Martens. Рожденный в послевоенной Германии, но сделанный в Соединенном Королевстве, Dr. Martens проложил себе путь через семьдесят лет в обувном бизнесе, став синонимом молодежи, альтернативной музыки и восстания.

Кто такой доктор Мартенс

История доктора Мартенса начинается в 1945 году. Доктор Клаус Мартенс, 25-летний солдат, вернулся в Мюнхен после Второй мировой войны со сломанной ногой. Во время выздоровления Мартенс посчитал обычную обувь на кожаной подошве слишком жесткой, и он сделал подошву с воздушной подушкой, которая обеспечила бы большую амортизацию и сцепление. Используя иглу и оставленную сапожную колодку, Мартенс создал прототип обуви и представил его своему бывшему однокласснику доктору Герберту Функу, инженеру-механику.

Партнеры начали использовать выброшенную резину и другие вышедшие из употребления военные материалы для производства своей инновационной обуви. Мартенс и Функ начали официальное производство в 1947 году и наблюдали стремительный рост их бизнеса в течение следующего десятилетия, а их мягкие подошвы оказались очень популярными среди домохозяек и пожилых женщин.

К 1959 году Мартенс и Функ начали искать возможности для расширения своего бизнеса за рубежом, рекламируя свою уникальную обувь в журналах по всей Европе. В Англии семья Григгсов заработала прочную репутацию в маленьком городке Волластон, Нортгемптоншир, под названием R. Griggs Group Ltd., занимаясь производством прочной обуви и рабочих ботинок уже более пятидесяти пяти лет. Григг — представитель компании в третьем поколении, управляющий семейным бизнесом, — заметил рекламу подошвы с воздушной подуш+кой доктора Мартенса. Григг в итоге получил лицензию на производство рабочих ботинок с мягкой подошвой доктора Мартенса.

Григг адаптировал дизайн обуви доктора Мартенса — отрегулировав каблук для улучшения посадки, добавив округлый выпуклый верх и представив теперь уже ставшую торговой маркой контрастную желтую строчку — и переименовал подошву в Airwair. Англизируя имя создателя, Григг представил обувь доктора Мартенса в Великобритании в 1960 году, выпустив легендарные ботинки 1460 с восемью отверстиями. Ботинки 1460 из гладкой бычьей кожи были изготовлены на фабрике R. Griggs Group Ltd. в Нортгемптоншире, которая работает до сих пор.

Другие производители в районе Нортгемптоншира производили партии обуви по лицензии доктора Мартенса, в первую очередь Нортгемптонширского производственного общества (NPS), которое в 2006 году стало Solovair, еще одним английским брендом, производящим обувь, которая отражает дизайн и конструкцию Dr. Martens. Тем не менее, Grigg Group Ltd., вооруженная своей торговой маркой желтой строчкой, логотипом Airwair и фирменной петлей на пятке, была самым плодовитым производителем Dr.Martens.

Изначально продаваемые как рабочая обувь за 2 фунта стерлингов, доктор Мартенс стал популярным среди почтовых рабочих, фабричных рабочих и полицейских. Но когда субкультура скинхедов пришла в Англию, ботинки Dr. Martens стали частью униформы рабочего класса скинхедов. Сапоги 1460 с восемью отверстиями часто сочетались с джинсами, брюками и рубашками на пуговицах и вскоре стали символом культуры скинхедов.

К концу семидесятых в Британии уже наступила смерть и возрождение скинхедов, зародились глэм, двухцветный, готический, нью-романтический и панк-рок. Каждый из этих новых жанров вызвал к жизни племена непокорных молодых людей, жаждущих самовыражения, и надежные ботинки 1460 года, известные просто как DM, были предпочтительнее всего.

Популярность у субкультур

К середине восьмидесятых Dr. Martens стал признанным символом британской молодежной культуры и рабочего класса. Жесткая экономия и социальная реформа, предложенная Консервативной партией, вызвали в Англии еще большее восстание и волнения среди молодежи. Сцены альтернативной музыки бушевали, и американские панк-группы, гастролирующие по Великобритании, покупали Dr. Martens. Это поставило Dr. Marten’s в лучшую позицию, чтобы быть захваченным штормом в Сиэтле, которым стал гранж, новый жанр альтернативной музыки, породивший такие группы, как Nirvana, Melvins, Pearl Jam и Alice in Chains. Сильно поношенные ботинки Dr.Martens идеально сочетались с эстетикой «неудачников» многих гранжевых исполнителей, поддерживая популярность этих ботинок на протяжении девяностых.

Бренд был очень прибыльным в девяностые годы, имея шестиэтажный универмаг в лондонском Ковент-Гарден и производственную линию, которая выпускала более десяти миллионов пар в год. Однако на рубеже тысячелетий продажи в конечном итоге упали, а в 2003 году прибыль упала настолько низко, что Dr. Martens начал заигрывать с банкротством. В эти тяжелые времена бренд сократил более тысячи рабочих мест в Великобритании и переместил производство в Китай и Таиланд, чтобы сэкономить деньги. Хотя этот шаг противоречил философии компании о том, что ботинки британского производства производятся в самом сердце Англии, он стал важной частью полной реформы компании, в результате которой бренд выжил, а компания R. Griggs Group Ltd. была удостоена награды от Института капитального ремонта за проведение столь успешной реструктуризации.

Dr. Martens сегодня

Доктор Мартенс сейчас набирает обороты после всплеска продаж в начале 2010-х годов. Бренд продается в сотнях магазинах по всему миру и имеет отдельные магазины по всему миру. В дополнение к своим вневременным стилям, Dr.Martens производит промышленные рабочие ботинки со стальным носком и специализированной подошвой, а также бренд сотрудничал с множеством дизайнеров и лейблов, таких как Yohji Yamamoto, Nepenthes, Supreme и A Bathing Ape.

У доктора Мартенса также есть специальные коллекции, такие как The Vintage Collection, в которой основное внимание уделяется воспроизведению доктора Мартенса, чтобы он выглядел так, как они были бы в шестидесятые годы, и Коллекция Made in England, в которой Dr.Martens создан с высочайшим качеством в оригинале R. Grigg Завод Group Ltd. в Нортгемптоншире, где в 1960 году были произведены первые ботинки Dr.Martens. Однако эти коллекции составляют только 1% производства Dr.Marten, а остальные 99% производятся за рубежом.

Как делают Dr. Martens?

Постоянная связь компании с рабочим классом требует высококачественной обуви, и бренд остается верным своим корням, сохраняя простые и надежные методы производства на протяжении многих лет. До недавнего времени Dr. Martens предлагали линию обуви «Сделано для жизни», на каждую деталь которой давалась пожизненная гарантия. 

Что делает Dr. Martens таким прочным, так это подошва из ПВХ, которая не только устойчива к маслам и кислотам, но и смягчается при износе, снижая риск растрескивания или раскола. Эти подошвы также имеют решетчатую конструкцию, которая задерживает воздух при нанесении на ботинок, обеспечивая амортизирующую поддержку, которая дала Airwair такое название.

Чтобы надеть эту подошву, на верх пришивается рант из ПВХ. Затем подошва приклеивается к ранту при экстремальных температурах, образуя один прочный блок из ПВХ. Любые излишки, образующиеся в результате плавления ранта и подошвы вместе, затем полируются рифленым буфером, что придает сторонам подошв Dr.Martens известную рифленую отделку.

Культовые модели Dr. Martens

1460

Оригинальные ботинки с 8 отверстиями, с которых все началось. Модель 1460 — визитная карточка Dr. Martens, и конструкция этих ботинок практически не изменилась с шестидесятых годов. Верх из гладкой кожи представлен здесь в культовой черной цветовой гамме, установленной на важнейшей подошве из ПВХ с воздушной подушкой, которая была прикреплена архетипной контрастной желтой строчкой. Каждая пара отделана фирменными язычками Airwar и золотой фольгой, напечатанной на стельке с логотипом Dr. Martens.

1461

Эта обувь с тремя отверстиями — еще одна классика от DM. Модель 1461, которую часто называют «низкой» версией 1460, на самом деле построена по-другому, с гораздо меньшим количеством вышивок на союзке и отсутствием швов на пятке. Тем не менее, она отличается оригинальной подошвой из ПВХ и контрастной желтой строчкой. Именно этот стиль носили британские почтовые работники на протяжении шестидесятых и семидесятых годов благодаря балансу чистой минимальной эстетики и прочной конструкции.

101

Ботинки с шестью отверстиями 101 подходят для тех, кто не хочет использовать полную высоту с восемью отверстиями. Конструкция является почти точной копией модели 1461, но желтая рантовая строчка заменена тональной черной строчкой, чтобы соответствовать более сдержанной эстетике этой модели.

Купить все модели Dr. Martens можно на Farfetch:

Делитесь с друзьями
8 самых быстрых универсалов Японский бренд Snow Peak — образ жизни на открытом воздухе