Запутанная история коллекции кроссовок Adidas City Series

Запутанная история коллекции кроссовок Adidas City Series

Летом вышла модель Malmö Net Spezial, последняя версия уже давно существующей серии adidas City — линейки немецкого бренда, в которой представлены индивидуальные кроссовки с ретро дизайном, названные в честь международных городов и вдохновленные ими. В технологически продвигающемся, движимом ажиотажем мире современных кроссовок, чтобы любая коллекция обуви оставалась доступной даже на протяжении более 50 лет своего существования, является выдающимся достижением и с нетерпением ожидаемыми коллекционерами.

Множественные версии серии City Series придали ей почти не имеющую себе равных гибкость и долговечность. И хотя они, возможно, были менее знамениты и признаны, чем другие модели, завоевавшие заголовки, многое из того, что мы сейчас считаем нормой в культуре, дизайне и выпуске кроссовок, было впервые создано этими кроссовками и дизайнерами, стоящими за ними.

История City Series восходит к Rom (или Rome), тренировочной обуви, выпущенной Adidas в конце 1950-х годов в итальянской сине-белой конфигурации перед Олимпийскими играми 1960 года. Ничего особенного не происходило с другими городскими выпусками примерно до 1968 года, когда бренд изменил название своих кроссовок Jaguar на «Athen» для Олимпийских игр в Мексике, отдавая дань уважения родине древних игр. Тем не менее, эти ранние выпуски положили начало серии обуви в последующие годы, разнообразных кроссовок с таким же низким профилем и простым дизайном, каждая из которых была модифицирована и индивидуализирована для каждого великого города, в честь которого они называются.

Adidas City Series Rom, 1960. 

«Городская серия на самом деле не создавалась как серия обуви», — говорит г-н Бобби Мак, коллекционер, консультант и архивист. Он работал над серией выставок adidas в Манчестере и Блэкберне, выставкой кроссовок Laces Out и книгой ZX: Roots Of Running , а также над сборником, посвященным исключительно серии City. (У него также была обувь McCarten SPZL , названная в его честь в 2017 году как часть востребованной линии новых моделей adidas Spezial, вдохновленных предметами из глубоких архивов.)

«В начале 1970-х были редкие пары, такие как Kingston и Vienna», — говорит Мак, подробно описывая период, когда отдельные туфли полностью сливались в определенный диапазон. «Затем Adidas выпустил обувь, приуроченную к Олимпийским играм в Мюнхене 1972 года, под названием München 72. Обувь Athen производилась наряду с другой низкой замшевой обувью на плоской подошве, такой как Tobacco, названной в честь Tobacco Caye, крошечного острова в Белизе, а также другой низкой замшевой обувью, такой как Trimm Star и Mexicana. Все это было подготовлено к запуску европейских городских моделей, обуви, которую мы теперь называем городской серией: таких моделей, как Brüssel, Malmö, Stockholm, Bern, Dublin, Berlin, и многие другие».

Adidas City Series Athen, 1985. 

Мак указывает, насколько экзотично они выглядели бы для британских потребителей в то время по сравнению с остальным рынком. «Эти кроссовки имели противоречивые расцветки: ярко-оранжевые кожаные полосы на бархатистой черной замше, желтый на синем, синий на желтом, оранжевый на синем, зеленый, красный и так далее. Они бы действительно выделялись в магазине для спорта и досуга среди коричневых пар, бит для крикета и хоккейных клюшек».

В то время большинство брендов по-прежнему в основном думали о своей спортивной обуви исключительно с точки зрения спортивной функции и выходили на массовое производство. Между тем, Adidas был одним из первых трендов, которые доминируют в обуви по сей день: индивидуализация, локализация и ограниченная доступность. «Это была одна из первых серий, в которой локализация использовалась в качестве ключевой темы, — говорит г-н Джосс Лонг, коллекционер кроссовок. «Это дало общинам и культурам обувь, которая была поистине их, представляя их город по названию и эстетике».

С самого начала обувь ассоциировалась с искушенными футболистами, особенно на севере Англии. «Первыми кроссовками City Series, которые носили парни с террасы, были München с подошвой Trimm Trab, которые изначально были возвращены на эти берега, когда футбольные фанаты отправились в Европу вслед за своими командами.

Adidas City Series Vienna, 1964.

Другие коллекционеры указывают на Stockholm и Montreal как на ключевую обувь в своих регионах в то время. Г-н Дэйв Хьюитсон из лейбла Casuals 80-х и автор книги «Liverpool Boys Are In Town» подчеркивает, как рецессия, охватившая Великобританию в начале 1980-х годов, привела к тому, что спортивные магазины обычно предпочитали более дешевые модели Adidas, такие как Mamba и Nastase. Молодые британские футбольные фанаты были предупреждены о существовании более дорогих и труднодоступных моделей только во время поездок на европейские матчи (в частности, столкновение Ливерпуля с Мюнхенской Баварией в 1981 году, которое привело тысячи английских фанатов прямо к дому Adidas).

München быстро стал востребованной, более элитарной альтернативой более дешевым и более доступным моделям в Великобритании. «Мы не знали о европейской или североамериканской «городской серии», — говорит Хьюитсон того времени. «Отсутствие Интернета, книг на эту тему и рекламы по телевидению означало, что мы покупали то, что нам нравилось. Мы сделали свой собственный выбор, и казалось, что München вписывались в то время».

Эти оригинальные модели оказались очень желанными предметами коллекционирования. «Как продавец винтажных товаров, с точки зрения бизнеса я всегда обращал бы внимание на ту обувь, которая была создана в Дублине, Стокгольме и Брюсселе», — говорит Жокей Вятт, основатель ливерпульского магазина и лейбла Transalpino.

Adidas City Series Dublin, 1980.

Одна вещь, которая быстро становится ясна при исследовании серии City, — насколько закрыта ее история. Само по себе в этом нет ничего необычного — многие модные и спортивные бренды имеют разрозненные архивы, а вокруг них строятся мифы, основанные на полу-воспоминаниях, размытых фотографиях и отчетах из вторых рук. Но в данном случае диффузный характер ассортимента и историческая привычка Adidas использовать локализованные и полуавтономные производственные центры делают проблему особенно острой.

Г-н Питер О’Тул — английский иллюстратор, который много работал с adidas (даже участвовал в создании фирменной обуви Quotoole вместе с уважаемым немецким коллекционером Adidas Quote в 2014 году), а в 2011 году выпустил графический принт, каталогизирующий и отображающий всю коллекцию City Series — а также 98 различных моделей обуви. Говоря о масштабе проекта, можно быстро понять всю сложность истории сериала.

«Существуют варианты некоторых моделей, таких как Hamburg со светлой и темной подошвой, Wien Mark II, у которой носок отличался от оригинала. У Bern Mark II была совершенно другая подошва. Также у вас были туфли, которые производились в разных странах и носили то же название, что и существующие модели City, но были совершенно разными, — говорит О’Тул.

Еще больше усложняло ситуацию то, что более поздняя серия обуви City была построена вокруг идентичности североамериканских городов с использованием более классического профиля кроссовок. City Series теперь охватывает не только города и континенты, но и целые виды спорта и стили.

При рассмотрении в целом целостная идентичность линии Адидас проявляется легче, чем при фиксации на специфике отдельных моделей: большинство моделей отдают предпочтение качеству материалов, а не видимым техническим деталям, сочетают цвета и тона полос с требовательной чувствительностью графического дизайнера и имеют детальную отделку, которые заслуживают внимательного изучения (например, лохматая замша кроссовок Hamburg или фактурная подошва London).

Хотя обувь часто больше похожа на кузенов, чем на прямых потомков друг друга, общая столичная модернистская эстетика отличает их и отчасти объясняет, почему они остаются неизменным строительным блоком для мужчин, которым нравится сдержанный, но тщательно продуманный стиль.

Adidas City Series Hamburg, 1982.

Актуальность Adidas City Series была обеспечена благодаря особенно продуманной программе переиздания за последнее десятилетие или около того. «Я помню, что примерно в 2008 году интерес к City Series возродился среди молодого поколения», — говорит О’Тул. «Впервые я увидел, что переиздания кроссовок стоят дороже, чем оригинальные модели, и я понял, что что-то изменилось».

Вятт видел, как с начала 2000-х годов происходили аналогичные изменения: «С тех пор переиздания City Series стали очень популярными среди футбольных фанатов, которые были недостаточно взрослыми, чтобы тусоваться в начале 1980-х», — говорит он.

Некоторые кроссовки City были не просто переизданы, а были переосмыслены: как часть серии Spezial, оригинальный Montreal был переименован в Hochelaga; в результате сотрудничества Mundial и Size в 2020 году были созданы Liverpool, Cordoba и Havana. Paris, окрашенный в триколор, появился в ограниченном количестве в 2012 году, чтобы отметить открытие магазина во французской столице, прежде чем он снова появился летом 2020 года более широко.,

Adidas City Series London 2019 год.

Для энтузиастов City Series это золотой период. Mac указывает на заметное повышение качества доступных в настоящее время переизданий и переделок. «Я думаю, что модели City никогда не делались такими хорошими», — утверждает он. «Если вы посмотрите на Вену, Амстердам, Неаполь, Турин и даже Франкфурт, то все они были сильными переизданиями. С момента запуска Spezial в 2014 году серия City Series увеличилась».

Но насколько это качество сборки повысило репутацию обуви — и, несмотря на разнообразие расцветок, отделки, вариаций подошвы и скрытых деталей — большая часть долговечности серии City сводится к ее бесцветному характеру. «Это простой культовый дизайн, — говорит О’Тул.

«Я думаю, что ответ заключается в простоте», — говорит Мак. «Это не техническая обувь, и это всегда отражалось в ее цене, контрастных цветах, резиновой подошве и возможности одеваться с опорой на ноги. Я знаю многих, многих парней, которые переодевались в течение дня независимо от пары кроссовок City, которые они выбрали».

На рынке, переполненном новинками, шумихой и инновациями, это само по себе становится уникальным аргументом в пользу продажи. Как заключает Мак: «Их можно сопоставить с чем угодно». И пусть они будут такими долго.

Источник: mrporter.com.

Делитесь с друзьями
Дом с насыпной крышей от Francisco Pardo Arquitecto 14 лучших новых супербайков, которые можно купить