Биография Баския. Почему его картины стоят так дорого

Биография Баския. Почему его картины стоят так дорого

Жан-Мишель Баския прошел путь от художника-граффити до художника панк-сцены и звезды искусства всего за несколько коротких лет своей карьеры. Он продавал толстовки и открытки с изображением его работ на улицах до того, как стать художником. Он сотрудничал с Энди Уорхолом в середине 1980-х, что привело к демонстрации его работ. 

Недавно картина Versus Medici бруклинского художника была продана на аукционе Sotheby’s за 50,8 миллиона долларов. Жан-Мишелю было всего 22 года, когда он написал «Versus Medici» . В картине, о которой идет речь, изображен молодой художник, только что вернувшийся из Италии, читающий наследие великих деятелей эпохи Возрождения, таких как Леонардо Микеланджело, Рафаэль и Боттичелли. В визуально заряженном автопортрете Баския ниспровергает представления о западном искусстве, «и венчает себя, сына иммигрантов из Гаити и Пуэрто-Рико», — объясняет Sotheby’s.

Для любой другой картины было бы ошеломляющим подвигом заработать 50,8 миллиона долларов в таком молодом возрасте. Тем не менее, Versus Medici  продалась лишь немного выше своей высокой предпродажной оценки в 50 миллионов долларов. Что для Баскии это довольно дешево.

Самая дорогая картина Untitled была продана в 2017 году японскому миллиардеру Юсаку Маэдзаве более чем за 110 миллионов долларов. «Untitled» , созданная, когда Баскии был всего 21 год, заняла шестое место среди самых дорогих работ, проданных на аукционе, и самой дорогой работы художника.

Привлекательность работ Баскии всегда заключалась в «сочетании необработанного таланта, убедительной биографии и ограниченного предложения» (New York Times). Возможно, это формула, которая привлекала чековые книжки миллиардеров, собирающих предметы искусства.

Как пишет Bloomberg: «Несмотря на десятилетия успеха на рынке, цены на работы Баскии по-настоящему выросли только в последние годы, движимые спросом со стороны небольшой группы миллиардеров».

«Вы говорите о горстке шедевров, которые распространяются среди нескольких коллекционеров, которые не являются продавцами», — сказал New York Times арт-дилер Бретт Горви . «Если вы крупный коллекционер, вам придется долго ждать, чтобы увидеть еще одну необычную картину, подобную этой».

Учитывая, что так мало его картин переходит из одной частной коллекции в другую, а продажи продолжают оставаться в заголовках газет, это может быть окончательным расчетом с рыночной стоимостью художника. Увидим ли мы еще один рекордный аукцион? Это только вопрос времени.

Кем был Жан-Мишель Баския?

Баския родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, 22 декабря 1960 года. Его отец был американцем гаитянского происхождения, а мать — пуэрториканкой. Разнообразное культурное наследие Баскии было одним из его многочисленных источников вдохновения.

Художник-самоучка, Баския рано начал рисовать на листах бумаги, которые его отец, бухгалтер, принес домой из офиса. По мере того, как он углублялся в свою творческую сторону, его мать настоятельно поощряла его развивать свои художественные таланты.

Баския впервые привлек внимание своими граффити в Нью-Йорке в конце 1970-х годов под названием «SAMO». Работая со своим близким другом, он пометил поезда метро и здания Манхэттена загадочными афоризмами.

В 1977 году Баския бросил среднюю школу за год до ее окончания. Чтобы свести концы с концами, он продавал толстовки и открытки со своими работами на улицах своего родного Нью-Йорка.

Корона Баскии

В своих ранних работах Баския был известен тем, что использовал мотив короны, который был его способом прославлять черных людей как величественных королевских особ или считать их святыми.

Описывая саму корону более подробно, художник Франческо Клементе утверждал: «Корона Жан-Мишеля имеет три вершины для трех его королевских родословных: поэта, музыканта, великого чемпиона по боксу. Жан сравнил свое мастерство со всем, что он считал сильным, без предрассудки относительно их вкуса или возраста». 

Ранние картины

Три года борьбы уступили место славе в 1980 году, когда работы Баскии были представлены на групповой выставке. Его работа и стиль получили признание критиков за сочетание слов, символов, фигурок и животных. Вскоре его картины стали обожать любящая искусство публика, которая без труда платила до 50 000 долларов за оригинал Баскии.

Его взлет совпал с появлением нового направления в искусстве, неоэкспрессионизма, открывшего волну новых, молодых и экспериментальных художников, среди которых были Джулиан Шнабель и Сьюзан Ротенберг.

В 2017 году японский миллиардер побил рекорд, купив на аукционе Sotheby’s картину Баскии «Без названия» с изображением черепа 1982 года за 110,5 миллиона долларов.

Untitled (Skull) (1981)

В качестве примера ранней работы Баскии, основанной на холсте, «Без названия (Череп)» изображен лоскутный череп, который кажется почти графическим эквивалентом монстра из «Франкенштейна» Мэри Шелли — сконструированная и зашитая сумма несовместимых частей. Подвешенный перед фоном, который предлагает аспекты системы метро Нью-Йорка, череп одновременно является риффом современного граффитиста на долгую западную традицию автопортрета и «визитной карточкой» уличной богемы. 

Выражение на черепоподобном лице угрюмо, грубые строчки предполагают неудачное сочетание составных частей. Используемые цвета, которые смешиваются и смешиваются друг с другом, предполагают синяки или раны на лице, а в сочетании с неровными линиями подразумевают насилие или его последствия.

Untitled (Black Skull) (1982)

Подобно странице, вырванной из ежедневного дневника художника, это безымянное полотно представляет собой набор личной иконографии Баскии и повторяющихся символов, установленных на черном фоне и размазанных пятнами яркой краски. Белый череп выступает из центра композиции из черного дерева, живо напоминая почитаемую художником традицию memento mori.— напоминание об эфемерности всего живого и о возможном безжалостном вырождении тела. 

Кость справа от холста также может быть прочитана как фаллос, предполагая представление черной мужской сексуальности как угрожающей или примитивной (особенно когда она расположена рядом со стрелкой на картине). Весы появляются прямо под черепом, возможно, представляя весы правосудия и, следовательно, подразумевая неравенство в обращении с чернокожими мужчинами со стороны полиции и системы правосудия, которое сохраняется и по сей день.

Дружба с Уорхолом

В середине 1980-х Баския сотрудничал со знаменитым поп-артистом Уорхолом, в результате чего на показе их работ была представлена ​​серия корпоративных логотипов и героев мультфильмов.

Сам по себе Баския продолжал выставляться по всей стране и по всему миру. В 1986 году он отправился в Африку на шоу в Абиджане, Кот-д’Ивуар. В том же году 25-летний художник выставил около 60 картин в галерее Kestner-Gesellschaft в Ганновере, Германия, став самым молодым художником, когда-либо выставлявшим там свои работы.

Личные проблемы

По мере того, как его популярность росла, росли и личные проблемы Баскии. К середине 1980-х друзья стали все больше беспокоиться о его чрезмерном употреблении наркотиков. Он стал параноиком и надолго изолировал себя от окружающего мира. Отчаявшись избавиться от героиновой зависимости, он уехал из Нью-Йорка на Гавайи в 1988 году, вернулся через несколько месяцев и заявил, что ведет трезвый образ жизни.

К сожалению, это не так. Баския умер от передозировки наркотиков 12 августа 1988 года в Нью-Йорке. Ему было 27 лет. Хотя его карьера художника была недолгой, Баския приписывают привнесение опыта афроамериканцев и латиноамериканцев в элитный мир искусства.

Кино

Американский режиссер Шнабель выпустил биографический инди-фильм под названием «Баския» был выпущен в 1996 году, в котором Джеффри Райт сыграл главную роль, а Дэвид Боуи — Уорхола среди звездного состава.

Достижения

  • Работы Баскии смешали воедино множество разных стилей и техник. Его картины часто включали слова и текст, его граффити были выразительными и часто абстрактными, а его логотипы и иконография имели глубокий исторический резонанс. Несмотря на «неизученный» вид своей работы, он очень умело и целенаправленно объединил множество разрозненных традиций, практик и стилей, чтобы создать свой фирменный визуальный коллаж.
  • Многие из его работ отражают противостояние или напряжение между двумя полюсами — богатым и бедным, черным и белым, внутренним и внешним опытом. Это напряжение и контраст отражали его смешанное культурное наследие и опыт, который он рос и жил в Нью-Йорке и в Америке в целом.
  • Работа Баскии является примером того, как американские художники 1980-х годов начали заново вводить и отдавать предпочтение человеческой фигуре в своих работах после доминирования минимализма и концептуализма на международном рынке искусства. Баския и другие художники -неоэкспрессионисты рассматривались как устанавливающие диалог с более далекой традицией абстрактного экспрессионизма 1950-х годов и более ранним экспрессионизмом начала века.
  • Работы Баскии являются символом признания панка, граффити и контркультурной практики миром искусства, имевшего место в начале 1980-х годов. Понимание этого контекста и взаимосвязи форм, движений и сцен в перестройке мира искусства необходимо для понимания культурной среды, в которой работал Баския. Субкультурные сцены, которые раньше рассматривались как оппозиция традиционному рынку искусства, были преобразованы критическими объятиями и популярным празднованием их художников.
  • Для некоторых критиков быстрое восхождение Баскии к славе и столь же быстрая и трагическая смерть от передозировки наркотиков олицетворяют откровенно коммерческую и раздуваемую международную арт-сцену середины 1980-х годов. Для многих наблюдателей этот период был культурным феноменом, который отрицательно соответствовал в значительной степени искусственной пузырчатой ​​экономике той эпохи, в ущерб лично художникам и качеству произведенных произведений искусства.
Комментарии закрыты.