Биография китайского художника Ай Вэйвэй

Биография китайского художника Ай Вэйвэй

Ай Вэйвэй — самый известный из ныне живущих китайских художников. Как активист он обращает внимание на нарушения прав человека в эпических масштабах; как художник, он расширяет определение искусства, включая новые формы социальной активности. 

У Китая богатая история диссидентов, антиавторитарных оригиналов и чудаков, от пьяных монахов доисторических времен до художников контркультуры, живущих в сегодняшнем Пекине. Сам Ай принадлежит к этой длинной череде вольнодумцев и писателей, маргинализированных как правыми, так и левыми. 

Драматические действия Ай, от разбивания древней вазы до произнесения имен детей, погибших из-за халатности правительства, подчеркивают увеличивающийся разрыв между идеалом и реальностью в китайском обществе. Он также является одним из первых художников-концептуалистов, использующих социальные сети, в частности Instagram и Twitter, в качестве одного из своих основных средств массовой информации.

Семья

Ай Вэйвэй родился 28 августа 1957 года, он сын писателя Гао Ина и поэта Ай Цин. Его отец был очень известен в Китае и был заключен в тюрьму националистическим правительством еще до рождения Ая по подозрению в том, что он левый. После основания Китайской Народной Республики Ай Цин снова был обвинен, на этот раз в том, что он правый, во время антиинтеллектуальной кампании председателя Мао. Семья была сослана, когда Ай было всего один год. Поэтическое мастерство его отца и шаткое политическое положение семьи должны были оказать глубокое влияние на художника.

Семья двадцать лет жила в изгнании, в небольших деревушках у границы с Северной Кореей и в провинции Синьцзян, где отца заставляли выполнять тяжелую работу, в том числе чистить коммунальные туалеты. Чтобы выжить в детстве, Ай научился многим практическим навыкам, которые позже применит в своем искусстве, например, изготовлению мебели и кирпичей. Он говорит о своем детстве, что «условия жизни были крайне суровыми, а образования почти не было». У семьи была только одна книга, большая энциклопедия — единственный источник информации и образования для Ай.

Раннее обучение

Ай Цину и его семье было разрешено вернуться из ссылки после смерти председателя Мао в 1976 году. Это позволило 19-летнему Ай поступить в Пекинскую киноакадемию для изучения анимации. Через пару лет он начал участвовать в неофициальной арт-сцене Пекина и стал одним из первых участников The Stars. Это была подрывная политическая группа художников, которые хотели вновь представить в Китае идею искусства как самовыражения после десятилетий политики Мао в отношении искусства, служащего общественным интересам государства. Он также принял участие в ряде продемократических маршей и митингов.

В 1981 году он переехал в США, обучаясь по частям в различных учебных заведениях, пытаясь улучшить свой английский. В конце концов он переехал в Нью-Йорк в 1982 году, где учился в Школе дизайна Парсонса у художника Шона Скалли. Он бросил учебу через шесть месяцев и вместо этого попытался зарабатывать на жизнь уличным художником и разнорабочим.

Ай оставался в Нью-Йорке 11 лет, погружаясь в мир современного искусства и фотографируя город, которые позже будут объединены в работу, известную как «Нью-Йоркские фотографии» (1983–1993). Он также познакомился и подружился с поэтом- битником Алленом Гинзбергом, который однажды путешествовал по Китаю и встречался с отцом Аи.

В этот период он также путешествовал по США и заинтересовался игрой в блэкджек, в которую играют в казино Атлантик-Сити. Он стал настолько искусным в игре, что американские игроки в блэкджек знают его в первую очередь как профессионального игрока, а не как художника.

Зрелый период

Первая персональная выставка Ай под названием «Старые туфли, безопасный секс» прошла в Нью-Йорке в 1988 году в галерее Art Waves/Ethan Cohen. Пять лет спустя его отец заболел, и он вернулся в Пекин. Находясь там, он выпустил три книги с интервью с некоторыми из своих любимых западных художников, включая Марселя Дюшана, Энди Уорхола и Джеффа Кунса, и провел связи между этим старшим поколением художников и новым поколением иконоборцев (включая его самого) в Пекине.

В 1996 году его отец скончался. Ай определил, что его отец оказал наибольшее влияние на его жизнь. Более глубоко погрузившись в традиционную китайскую практику, которой он научился у своего отца, он провел вторую половину этого десятилетия, делая мебель. Несмотря на отсутствие формального образования в области архитектуры, в 1999 году он построил себе дом и студию на севере Пекина, а в 2003 году основал архитектурную фирму под названием FAKE Design.

1999 год стал поворотным моментом в жизни и карьере Ай. Он был выбран представлять Китай на Венецианской биеннале (знак высокой чести и геополитического отличия), что позволило ему занять заметную роль на международной арене. В том же году он был одним из кураторов выставки в Шанхае под названием «Отвали». Это привлекло внимание китайского правительства, и не в лучшую сторону. Чтобы понять влияние этой выставки, важно немного узнать о санкционированном государством искусстве Пекина, доминирующем с 1970-х годов. Негласные, но относительно строго соблюдаемые правила заключались в том, что искусство должно быть репрезентативным и уважительным.

Поэтому невозможно переоценить сенсационное воздействие этой выставки, на которой представлены работы художника, недавно приглашенного представлять страну на Венецианской биеннале, и его круга китайских художников-концептуалистов, которые не только не следовали утвержденному государством программа прославления повседневных тем в традиционной, репрезентативной, пропагандистской манере, но чей посыл не мог быть более резким: «Мы должны были сказать что-то как отдельные художники, — сказал Ай, — и мы сказали: «Отвали». .»

Текущая работа

Ай всегда был политическим активистом. Однако с 1999 года его известность в глазах общественности как на Западе, так и в Китае рассматривалась китайскими правительственными чиновниками как активная угроза. Решительные усилия со стороны правительства по ограничению его общения с широкой аудиторией несколько парадоксально побудили его к ряду амбициозных проектов, направленных на непосредственное решение политически чувствительных тем в Китае, таких как Интернет (в соответствии с правительственными постановлениями, которые ограничивают доступ ко многим веб-сайтам, включая Google, которые многие в мире считают само собой разумеющимся). В 2005 году он начал самовыражаться через блог, вести который его пригласила китайская интернет-компания Sina. В 2009 году китайское правительство закрыло блог, который в то время собирал 100 000 просмотров в день.

Одним из самых известных проектов Ай Вэйвэя, был «Птичье гнездо» , это его проект олимпийского стадиона в Пекине в 2008 году. При проектировании структуры, выполненной в сотрудничестве со швейцарскими архитекторами Herzog & de Meuron, Ай выразил надежду, что она привьет «чувство справедливости». В международной прессе он открыто критиковал китайское правительство, ссылаясь на опасения, что проведение Олимпийских игр только усилит злоупотребление властью.

Этот проект принес художнику большую международную известность и резкое ухудшение его отношений с китайскими властями. Ай превратился в своего рода проблемного ребенка. С другой стороны, он был самым известным китайским художником, принятым и получившим признание критиков на Западе. Продолжающиеся попытки правительства наладить позитивные отношения с Западом, несмотря на некоторую растущую напряженность, по-прежнему имеют решающее значение для целей Китая в отношении экономического роста и национального успеха.

В серии страстных сообщений в Твиттере после землетрясения в Сычуани в мае 2008 года он выразил гнев по поводу гибели тысяч школьников из-за некачественного строительства школьных зданий в этом районе, что свидетельствует о коррупции в правительстве. Надеясь замести это национальное смущение под ковер, правительственные чиновники не обнародовали цифры (по последним оценкам, более 5000 смертей), и Ай начал независимое расследование, обнародовав факты и доказательства. Это расследование было прервано в 2008 году, когда полиция ворвалась в его гостиничный номер в Чэнду и избила его так сильно, что он был госпитализирован с кровоизлиянием в мозг.

С тех пор китайское правительство приняло дополнительные меры по ограничению свободы передвижения и общения Ай как внутри страны, так и за ее пределами. В 2010 году его посадили под домашний арест на несколько недель. В 2011 году ему запретили пользоваться Твиттером, а в его доме установили правительственные камеры наблюдения. В 2011 году он был арестован в международном аэропорту Пекина и задержан без предъявления официальных обвинений (официальная причина — финансовые преступления). 

Инсталляция «Прачечная самообслуживания» в Deitch Projects, Сохо 2016 год.

За тем, как все это происходило, мир западного искусства с ужасом наблюдал и мобилизовался в его защиту с помощью международных правозащитных групп. Через 81 день Ай был освобожден и оштрафован на сумму более 12 миллионов юаней (1,85 миллиона долларов США). Китайские и международные сочувствующие собрали средства, чтобы погасить долг, который, по утверждению правительства, ему причитался. 

В июле 2015 года ему наконец-то выдали загранпаспорт. Хотя его международная репутация в конечном итоге не защитила его от сурового наказания, к его окончательному освобождению привело всеобщее осознание его ситуации и усиление дипломатического давления со стороны демократических стран. С тех пор он переехал в Берлин и проводил выставки в Хельсинки, Париже и других городах Запада.

Наследие Ай Вэйвэя

Влияние Ай на Западе, возможно, больше, чем в Китае, где он остается неоднозначной фигурой. В США и Европе его почти повсеместно уважают как художника и политического деятеля, и он проложил путь к более тонкому пониманию современной китайской культуры в международном сообществе.

Некоторые из его последних работ представляют собой простые акции, призванные привлечь внимание к гуманитарным кризисам. В поразительном спектакле 2015 года он изобразил из себя бездыханного малыша, выброшенного на берег в Турции. Когда сирийский беженец в греческом лагере упомянул, что пропал ее пианино, он принес одно из них и снял ее выступление на видео. Во все более глобальном масштабе гуманитарные усилия Ай сосредотачиваются на тех, кто живет в бедности и угнетении и кто в противном случае не мог бы иметь голоса.

Он является вдохновляющей фигурой для многих людей как на Западе, так и в Китае, а также в мире искусства и за его пределами. Борьба Ай за свободу слова и самовыражения проливает свет на конкретные вопросы, которые важны сами по себе. В более широком смысле, это напоминает нам о силе визуального искусства, побуждающей нас как отдельных людей, а иногда и целые народы, к действию. Работа Ай подчеркивает идею о том, что искусство может иметь силу и даже ответственность изменить общество.

Широкая общественность и художественное сообщество продолжают поддерживать его. Его часто загадочные сообщения в Instagram и Twitter побуждали его «последователей» участвовать в творческом процессе, отвечая множеством онлайн-выражений художественной и политической солидарности, которые, в свою очередь, обязаны его подходу к искусству как социальной практике. Например, в октябре 2015 года, когда Lego отказала Ай в крупной партии блоков (на том основании, что она не поддерживает политическое искусство), сотни последователей Ай отправили художнику свои собственные лего по почте и в официальных пунктах сбора. Все мероприятие было организовано через социальные сети.

Многочисленные художники, работающие в самых разных медиа, в Китае и за его пределами, были тронуты выразительным концептуализмом и бесстрашной активностью Ай Вэйвэя. К ним относится художник Хуан Жуй , чьи работы включают провокационные перформансы, основанные на отношениях Китая с Западом. Политические концептуальные установки Сюй Цюй напрямую вдохновлены инсталляциями Ай. 

Будучи высокопоставленной, неоднозначной фигурой (а также ярким примером того, насколько опасной может быть политическая активность), также вполне возможно, что активность Ай негативно повлияла на политическое искусство растущей группы молодых китайских художников, которые ушли из современной политики, утверждая, что они знают другой (лучший) Китай, чем тот, который испытал Ай, и что политическое искусство принадлежит старшему поколению.

Инсталляция «Корни и ответвления»

Главные достижения художника

  • Ай достиг совершеннолетия, когда учился искусству в Нью-Йорке 1990-х годов. Время и место, где чем возмутительнее антиавторитарное и оппозиционное заявление, тем лучше. Затем он вернулся в Китай, среду, гораздо менее открытую для таких взглядов. По словам Ай, «Китай и США — это два общества с очень разным отношением к мнению и критике». Он увидел разницу и отказался подчиняться. Он художник, который фактически рисковал своей жизнью, чтобы защитить свободу самовыражения.
  • Ай какое-то время в молодости был профессиональным игроком в блэкджек. Его работа посвящена риску (личному, профессиональному и политическому). Это также испытание пределов свободы. Его работа предназначена для того, чтобы напомнить нам, что принятие риска является важной формой упражнений в свободном обществе.
  • Государственный шпионаж, горячая тема в современном искусстве в последнее время, — это не какая-то футуристическая идея, а факт жизни для Ай. Находясь под наблюдением правительства в течение почти десяти лет, он написал одну из самых вдумчивых работ на эту современную тему, которая так же важна в современной массовой культуре, как хиппи в 1960-х или феминистки в 1970-х.
  • Обученный на Западе, Ай хорошо знаком с концептуальными и минималистскими традициями. В своем отказе радовать глаз он противоположен Джеффу Кунсу, своему не менее известному современнику. В своей визуальной строгости произведения Ай тесно связаны с работами других глобальных активистов, среди которых Дэвид Хэммонс, Роберт Гобер и Дорис Сальседо, чьи крупномасштабные проекты привлекают внимание к важным социальным проблемам, вырвавшись за рамки галерей и музеев, а также преодоление разрыва между визуальным и социальным.

Важное искусство Ай Вэйвэя

Бросить урну династии Хань (1995)

Бросить урну династии Хань, ранняя работа художника, демонстрирует его сногсшибательный концептуальный блеск и желание спровоцировать полемику. Возле дома своей матери в Пекине он разбил 2000-летнюю церемониальную урну. Артефакт имел не только значительную ценность (художник заплатил за него эквивалент нескольких тысяч долларов США), но и символическую и культурную ценность. 

Династия Хань считается определяющим моментом в китайской цивилизации. Понятно, что антиквары были возмущены, назвав работу Ай актом осквернения. Ай возразил, сказав: «Генерал Мао говорил нам, что мы можем построить новый мир, только если разрушим старый». Это был провокационный акт культурного разрушения в связи со стиранием культурной памяти в коммунистическом Китае, антиэлитном обществе, которое тщательно контролировало доступ к информации, особенно о истории династии. В своем буквальном иконоборчестве и лицемерии эта разбитая ваза олицетворяет центральное послание, которое Вэйвэй будет продолжать исследовать.

Изучение перспективы площади Тяньаньмэнь (1995)

На первом снимке, который кажется классическим туристическим снимком, Ай показывает средний палец в сторону ворот на площади Тяньаньмэнь. Также известные как «Ворота небесного спокойствия» и ранее входившие в Запретный город, они также были местом жестокой расправы в 1989 году, когда государственные солдаты расстреляли мирных демонстрантов. Правительство Пекина по-прежнему отказывается обсуждать это и подвергает цензуре все кадры этого события.

Изучение перспективы площади Тяньаньмэнь был частью серии, начатой ​​в 1995 году и завершенной в 2003 году. Эйфелева башня в Париже, Рейхстаг в Берлине и Белый дом в Вашингтоне, округ Колумбия, — все они одинаково трактуются в этих пародиях на ренессанс. Центральное правило, заключающееся в том, что объекты, находящиеся ближе к глазу, должны казаться больше. Оно используется для демонстрации оскорбительного жеста, выражающего презрение Ай к государственной власти, которая отнюдь не ограничивается Китаем. 

Когда Ай был арестован и допрошен китайской полицией в 2011 году, его интервьюеры, однако, ограничили свои вопросы этой конкретной фотографией, требуя объяснений. Ай заявил, что он хотел нацелиться на «феодализм», объяснив, что ворота были построены императором династии Мин. Хотя следователи Гая не могли этого признать, они, несомненно, знали о другом слое визуального символизма.

Тонна чая (2008)

Эта работа сжимает тонну традиционных чайных листьев пуэра в один кубический метр. Эстетически он напоминает стеклянные и стальные кубы минимализма. Дональд Джадд и Роберт Моррис были среди художников, которыми восхищался Ай. В то же время он сделан из чая (его резкий запах чувствуется издалека), что отличает его от всего, что сделал бы минималист. Большая часть чая в Китае по-прежнему производится в прессованных кубиках, так что это также увеличенная форма повседневного предмета домашнего обихода. 

В то время как на Западе чаепитие (особенно из китайского фарфора) исторически было символом статуса, в Китае чай является повседневным напитком. Бренд здесь один из самых распространенных. Гораздо менее драматично, чем падение урны династии Хань. То, как Ай превращает чай в минималистскую скульптуру, привлекает внимание к различиям между прошлым и настоящим. Осведомленность Ай о западных тенденциях и восточных идеях помещает работу в центр глобальной матрицы, пересекающей мир, что является неизменной чертой его подхода как художника.

Straight

И стилизованное изображение землетрясения, и изображение его последствий, Straight представляет собой заявление о конкретном случае государственной коррупции и халатности. Провинция Сычуань понесла огромные потери в результате землетрясения 2008 года, в результате чего 90 000 человек погибли или пропали без вести. Более 5000 детей погибли, когда на них обрушились плохо построенные школы. 

Ай, архитектор-самоучка, был возмущен, обнаружив, что этого можно было избежать. И памятник, и призыв к действию, прямо является частью более широких усилий художника, направленных на то, чтобы привлечь правительство Китая к ответственности и призвать его принять превентивные меры, чтобы избежать будущей катастрофы. Ему потребовалось четыре года, чтобы завершить эту монументальную напольную скульптуру — почти 40 футов в длину и 20 футов в ширину — весом 200 тонн. 

Чтобы построить его, он собрал погнутые и сломанные стальные арматурные стержни, которые были частью плохо построенных школ. Он поручил рабочим по металлу выпрямить и починить их, пока они не стали выглядеть так, как до землетрясения. Он расположил столбики волнами, напоминающими колебания при землетрясении на сейсмографе. Трещины между ними напоминают линии разломов. Тысячи отдельных компонентов относятся к потерянным индивидуальным жизням, что является типичной чертой символизма Ая.

Китайское правительство не оценило внимания, которое художник привлек к этому национальному затруднению, и это положило начало особенно бурному периоду враждебных отношений Ай с китайскими властями.

Семена подсолнечника (2010)

В 2010 году Ай заполнил огромный Турбинный зал лондонской галереи Тейт Модерн ровно 100 000 000 фарфоровых семечек, каждое из которых было изготовлено мастером из китайского города Цзиндэчжэнь. Поэтому сотни людей были наняты для ручного производства того, что, казалось, выросло из природы. Стенды по обе стороны выставки позволяли зрителям снимать видео и задавать вопросы Ай, на которые он отвечал на сайте Тейт.

Хотя значение этой работы остается открытым вопросом, этикетка «Сделано в Китае» никогда не будет выглядеть прежней после знакомства с этой выставкой. Он вызывает сложные ассоциации, связанные с китайской историей и культурой. Как тонна чая, эта композиция сделана фарфора, предназначенного для экспорта, которое долгое время поддерживало китайскую экономику. Вопросы о том, как это было сделано, привели аудиторию к лучшему пониманию современной практики массового производства в Китае. Многое по-прежнему делается вручную в экономике, где машины дороги, а рабочая сила (и человеческая жизнь в целом) дешевы. Таким образом, произведение искусства стало удачным предлогом для привлечения внимания к политически чувствительной проблеме.

Подсолнух — важный китайский коммунистический символ. Председатель Мао сравнил себя с солнцем, а свой народ с подсолнухами. В Пекине семена подсолнечника продают городские уличные торговцы. У Ай, уроженца Пекина, они вызвали счастливые воспоминания о прогулках по городу с друзьями. Однако к 2010 году из-за череды штрафов, арестов и жестоких избиений он фактически оказался заключенным в собственном городе. В этом свете его семена, брошенные на землю, вызывают угнетенное, забитое общество, далекое от идеала, который описал Мао.

Камера слежения (2010)

В 2010 году пекинская полиция установила камеры видеонаблюдения в его доме и студии. Они выслеживают его из комнаты в комнату и даже снаружи. Они также внимательно следят за его постами в Твиттере и Инстаграме, как выразился сам артист: «В Китае я постоянно нахожусь под наблюдением. Даже малейшее, самое безобидное движение может подвергнуться и часто подвергается цензуре со стороны китайских властей». Художник, в свою очередь, отслеживает камеры наблюдения, фургоны и полицейских в штатском, которые следят за его воротами.

Surveillance Camera строгая и довольно красивая мраморная скульптура напоминает нам о том, что художник наблюдает за теми, кто наблюдает за ним. Как чай или фарфор, его выбор среды имеет значение. Камера наблюдения в мраморе (буквально, в камне) напоминает нам о вездесущности этой черты в жизни Ая, а также о ее роли в качестве представителя авторитета, подобно статуе римского императора. 

Сходство фигуры с головой и плечами, установленное на постаменте на уровне глаз, является визуальным поворотом, характерным для более широкого чувства юмора художника по поводу абсурдности его ситуации. В 2012 году он установил Weiwei Cam, транслируя в прямом эфире и приглашая своих подписчиков посмотреть, как он работает и занимается своими делами, имитируя вторжение китайских чиновников в его личную жизнь, но здесь зрители смотрят его по его же приглашению.

Хэ Ксей (2011)

«He Xei» означает «речной краб». В сложной системе омофонов, предназначенных для того, чтобы избежать обнаружения правительством, это также означает «цензуру». В-третьих, это звучит как термин «гармоничный», а известный лозунг Коммунистической партии Китая превозносит «построение гармоничного общества» — это часто является причиной ограничения доступа к информации.

В умной игре слов это общество крабов/цензуры далеко не гармонично. Окрашенные в черный и красный цвета (цвета Коммунистической партии Китая), эти существа с твердым панцирем топчут друг друга. Те немногие, кто избежал этой кучи, кажутся особенно уязвимыми. В 2014 году посетитель случайно наступил на один из них и раздавил его — непреднамеренная метафора последствий сопротивления.

Как и его семечки, эта куча из 3000 изготовленных вручную фарфоровых крабов является социальной метафорой и язвительным обвинением правящей партии. Есть в произведении и автобиографический аспект. Годом ранее (2010) Ай был проинформирован о том, что его недавно построенная студия будет снесена (власти утверждали, что у него не было соответствующего разрешения). В ответ Ай публично объявил, что устраивает праздник в честь разрушения своей студии. Он пригласил 800 человек и заказал 10 000 крабов. 

Чиновники, которые поняли, но не оценили этот жест, поместили художника под домашний арест. Хотя он не смог присутствовать на мероприятии, он все же смог транслировать его на международном уровне и почти в реальном времени. Язвительная метафора абсурдности и жестокости системы, которая угнетает своих граждан, эта работа подчеркивает тему сопротивления в искусстве политического художника.

Подписывайтесь на телеграм-канал Samoform:

Источник: theartstory.org

Комментарии закрыты.