Цифровой детокс: почему вам стоит отказаться от социальных сетей

Цифровой детокс: почему вам стоит отказаться от социальных сетей

Некоторые окрестили это «технологическим ударом»: культурный сдвиг, означающий отход от привязанности к непрерывному потоку информации, обеспечиваемому разными устройствами, к которым многие из нас приклеены. У других есть более прямая причина не доверять платформам, которые, кажется, формируют не только наше общение, но и само восприятие нас самих и нашего мира. Наступает ли переломный момент для социальных сетей?

Конечно, аргументы против социальных сетей набирают обороты: платформы, подобные Facebook, сталкиваются с угрозой государственного регулирования поведения издателей без каких-либо юридических ограничений. Произошел ряд громких скандалов, в которых платформы были идентифицированы как неправильно обрабатывающие пользовательские данные, даже (сознательно или нет) позволяющие использовать злонамеренные третьи стороны для искажения результатов выборов или подстрекательства к геноциду. Научные исследования говорят о зависимости от социальных сетей, об их разрушении, а не о создании социальной сплоченности. В наши дни люди, кажется, постоянно говорят о «цифровом детоксе».

Это тоже не маленькая проблема. В настоящее время более 60 сайтов социальных сетей привлекают около 3,2 миллиарда пользователей — или половину населения мира. Из-за этого трудно говорить о конце социальных сетей, но, возможно, о необходимости сократить их, пока их лидеры не приведут в порядок свои проекты.

Захватывают и манипулируют

Суть проблемы, как утверждают такие участники кампании, как Джарон Ланье, заключается в том факте, что алгоритмы социальных сетей вызывают привыкание, которое по своей сути делает их манипулятивными поведением пользователей — посредством постоянных и немедленных микрокоррекций — в пользу невидимой стороны, некоторые из которых стремятся жестоко контролировать пользователей, а некоторые просто паникуют от мысли, что, если они перестанут пользоваться социальными сетями, никто больше не узнает их бренды или продукты.

Действительно ли использование социальных сетей вызывает привыкание? Да, теперь данные довольно убедительно показывают, что это происходит незаметно — через системы вознаграждения и наказания в социальных сетях, которые хорошо воспринимались психологией на протяжении десятилетий.

Однако мы даже не осознаем, что нас контролируют и эксплуатируют. И, поскольку эти платформы бесплатны и, по-видимому, предлагают некоторую полезность, мы, похоже, готовы отказаться не только от нашей конфиденциальности, но и от своей ясности и здравомыслия ради лайков, просмотров, комментариев и видео с кошками. На первый взгляд все это кажется безобидным. Тем не менее, мы отказываемся от таких вещей так, как ни одно тоталитарное государство не могло и ожидать.

«Откажитесь от социальных сетей, [и] у вас будет шанс получить более четкое представление о себе и своей жизни», — сказал Ланье. «Но причина, по которой общество [отказаться от социальных сетей] может быть еще более важной. Общество постепенно омрачается этой схемой, в которой каждый [использующий социальные сети] находится под наблюдением этих великих шпионских империй Кремниевой долины и этой мягкой версии модификации поведения. Это сделало людей нервными и капризными, а нашу политику — нереальной и странной».

Мало реальности

Есть и другие серьезные проблемы, которые являются неотъемлемой частью социальных сетей: все, что мы говорим через них, лишено какого-либо контекста, что делает его бессмысленным. Это разрушает нашу способность к сочувствию, потому что мы не можем по-настоящему понять, что говорят другие, поскольку это также лишено контекста. Это экономически нерационально — пользователи отдают свои данные и внимание, а технологические компании зарабатывают деньги. Это делает нас несчастными не только из-за того, что мы сравниваем нашу жизнь с совершенно нереальными, пиар-версиями жизней других, но и, что еще более разрушительно, из-за того, что являемся системой, которая больше процветает на отрицательной, чем на положительной обратной связи.

Мы можем стать зависимыми из-за постоянной обратной связи в социальных сетях.

Благодаря социальным сетям, которые часто развиваются слишком быстро, чтобы можно было проверять «факты», вера стала настолько племенной, что мы на самом деле не заинтересованы в выяснении того, что не так с нашими убеждениями, или в выслушивании доказательств обратного. И если социальные сети могут поощрять веру в заведомо глупые идеи, то почему бы не сказать, что прививки вызывают аутизм у детей, или что Хилари Клинтон вела детский секс-ринг в подвале пиццерии, как это было продвинуто в Интернете во время президентских выборов в США? и что побудило одного сумасшедшего выстрелить в сотрудников магазина? Некоторые называют такое положение вещей угрозой существованию. Ланье просто отметил, что социальные сети имеют тенденцию «превращать нас в засранцев». Причем невежественных.

Но именно так компании, работающие в социальных сетях, получают деньги. Поскольку вовлечение пользователей — это продукт гиганта социальных сетей — чем больше данных создают пользователи, тем точнее рекламодатели могут на них ориентироваться, — ключевым моментом является повышение вовлеченности пользователей. А что поддерживает высокую вовлеченность? Все эмоционально накачанные, противные, вызывающие разногласия, нечестные вещи (включая разжигание ненависти и фейковые новости); материал, который резонирует с тем, что вундеркинды называют «алгоритмическим усилением». С учетом, скажем, бизнес-модели Facebook, у нее нет стимула ее реформировать.

Мы не просто превратились в засранцев, а в засранцев, неспособных отвести взгляд — несмотря на то, что мы за обедом, в классе, в компании или уже пытаемся посмотреть другой экран, всегда на одном расстоянии от реальности. Пришло время переосмыслить, что такое социальные сети на самом деле и для чего они нужны.

Существуют исключительно для зарабатывания денег

Социальные сети нам, как обществу, действительно нужны — именно в это хотят вас убедить поставщики платформ. Они существуют для того, чтобы привлечь внимание к экрану, чтобы продавать больше рекламы. В этом отношении оно ничем не отличается от телевидения и его рекламы.

Разница, конечно же, в том, что мы не принимаем то, что показывают по телевизору, за чистую монету, потому что знаем, что это развлечение. Уже поздно, но пришло время оценить и социальные сети таким же образом. И, если мы не можем, кажется неизбежным, что единственный ответ — встретить эти монолиты с чем-то столь же монолитным: государством, обладающим обновленной конфиденциальностью, защитой данных, антимонопольным законодательством и законодательством о конкуренции.

Вопрос в том, есть ли политическая воля. И готовы ли пользователи социальных сетей серьезно относиться к своим преднамеренным манипуляциям. Изменения могут витать в воздухе. Некоторые исследования показывают, что дети школьного возраста массово отключаются, а другие исследования показывают, что процент людей в возрасте от двадцати лет, которые говорят, что социальные сети важны для них, упал примерно до половины.

Мы не можем оторвать взгляд от социальных сетей

Время для отдыха

Тем не менее, наше использование социальных сетей, похоже, только растет. И половина населения мира еще не вошла в систему, но, вероятно, сделает это, поскольку технологии станут дешевле. Для всех остальных — возможно, для вас — пора, вероятно, отказаться от использования или даже начать удалять свои учетные записи, по крайней мере, до тех пор, пока экосистема социальных сетей не будет работать на вас, а не за кулисами против вас.

Вы можете думать или беспокоиться о том, что отсутствие социальных сетей в некотором смысле означает отрезание от мира. Но на самом деле это не так. Сделайте перерыв, и вы гарантированно увидите перемены к лучшему.

Комментарии закрыты.