Интернациональный стиль в архитектуре. История возникновения и значимость

Интернациональный стиль в архитектуре. История возникновения и значимость

Сегодня, когда люди говорят об «архитектуре современного движения», они обычно имеют в виду Интернациональный стиль, особенно блестящие стальные, стеклянные и бетонные формы его самых известных зданий. International Style, скорее движение, чем просто эстетика, возникло в Европе отчасти как ответ на катаклизмы Первой мировой войны и связанные с ней события. 

Его использование в послевоенном строительстве сделало его известным как символ социального и промышленного прогресса, и неудивительно, что интернациональный стиль часто находил отклик у левых политических групп. Столкнувшись с противодействием тоталитарных режимов в 1930-х годах, многие из европейских сторонников интернационального стиля переселились в Соединенные Штаты, где экономический рост после Второй мировой войны позволил ему процветать, особенно в строительстве небоскребов.

Это, наряду с ростом быстрого послевоенного межконтинентального сообщения, позволило этому стилю стать поистине глобальной архитектурой. Но неспособность сторонников интернационального стиля решить социальные проблемы, как надеялись его основатели, в сочетании с его жесткой формальной монотонностью побудили многих архитекторов в 1960-х годах искать новые направления дизайна, отражающие все более разнообразное, коммерциализированное и постиндустриальное общество. 

Возникновение International Style

Международный стиль возник из нескольких направлений архитектурной и политической мысли 1910-х годов. Во-первых, часто говорят, что он вырос из увлечения зданиями индустриальной эпохи, особенно фабриками и складами, которые требовали утилитарного дизайна, включающего достаточное естественное освещение и гибкое внутреннее пространство для машин или хранения для огромного количества предметов с минимальным орнаментом конструкции. 

Завод турбин в Берлине, проект П. Беренса

Такие конструкции также говорили об эффективности строительства и прочности материалов. В Германии такая мысль была видна на заводе турбин со стальным каркасом в Берлине для Allgemeines Elektrisitäts Gesellschaft. Спроектирована архитектором компании Петером Беренсом между 1907 и 1910 годами. В то время Беренс одновременно работал с тремя основополагающими фигурами в истории интернационального стиля: Вальтер Гропиус, Шарль-Эдуар Жаннер (позже известного как Ле Корбюзье), и Людвиг Мис ван дер Роэ. 

Вскоре после этого Гропиус покинул офис Беренса и открыл свою собственную практику с Адольфом Мейером; они сразу же получили заказ на новую обувную фабрику Fagus в Альфельд-ан-дер-Лейн в 1911 году, чьи большие стеклянные навесные стены должны были вдохновлять прогрессивных архитекторов.

Фабрика Fagus, проект В. Гропиуса

Ле Корбюзье также оставил работу Беренса и отправился в путешествие на несколько месяцев по Восточному Средиземноморью, где его сильно привлекла чистота геометрической формы в греческой архитектуре, а позже и американские образцы огромных бетонных промышленных конструкций, таких как зерновые силосы и чистота их обнаженных промышленных объемов, которые вновь появились в формах натюрмортов его пуристских картин 1920-х годов. 

В 1914 году Ле Корбюзье запатентовал набор прототипов под названием «Дома-домино», в которых использовалась точечно-опорная система колонн, поддерживающих большие пролеты полов, все из железобетона, что давало архитектору полную свободу в проектировании домов. Этот дизайн окажется центральным в его более поздних работах и ​​к 1923 году превратится в его знаменитые «Пять пунктов новой архитектуры».

Ле Корбюзье также был очарован новыми формами транспорта, такими как автомобиль, механизмы которого он сравнивал с логическим продолжением человеческого тела и постоянное совершенствование которых он видел как неустанное стремление к «стандарту» типологического совершенства.

Восстановление после Первой мировой войны

Катаклизм и масштабные разрушения Первой мировой войны подтвердили бесспорную механизированность западного общества. В то время как многие искали убежища от ужасов, вызванных индустриализацией, другие, такие как Ле Корбюзье, приняли ее, утверждая, что машины являются ключом к обеспечению гигиены и эффективности на рабочем месте. Возможно, использование промышленных материалов, которые можно было производить массово и быстро, таких как железо, сталь и бетон, было решающим преимуществом в масштабных восстановительных работах после войны, особенно в отношении жилья.

Многих также вдохновлял пример русской революции 1917 года, которая изначально обещала создание нового, бесклассового общества, основанного на промышленно развитом пролетариате. Хотя российская промышленность сильно отставала от других стран на протяжении 1910-х и 20-х годов, такие архитекторы, как Владимир Татлин, разработали архитектуру под названием конструктивизм, которая была одним из самых ранних примеров интернационального стиля. 

Архитекторы-конструктивисты представляли себе геометрические институциональные структуры и жилые единицы из стальных каркасов и прозрачных стеклянных стен с откровенным внешним видом механизированных служб, таких как лифты. Самым известным примером был недостроенный Памятник Интернационалу III (1917 г.) проект Татлина, предназначенный для размещения нового советского правительства.

Слияние международного стиля

В начале 1920-х годов как во Франции, так и в Германии одновременно разъяснялись принципы архитектурного дизайна, которые определяли интернациальный стиль. Поскольку экономические условия в Европе после войны оставались сложными, многие из этих идей остались просто проектами, распространяемыми в архитектурных журналах. 

Журнал G , например, стал одним из ведущих немецких периодических изданий, посвященных современной архитектуре, и именно здесь Людвиг Мис ван дер Роэ публиковал проекты берлинских небоскребов в 1921-22 гг. Они состояли из башен неправильной формы со стальным каркасом, полностью окруженных навесной стеклянной стеной, совершенно прозрачной среди блочных городских построек или зеленой листвы.

Павильон L’Esprit Nouveau

В 1920 году Ле Корбюзье и его партнер Амеде Озенфан начали выпускать журнал L’Esprit Nouveau («Новый дух»), в котором они описали принципы новой архитектуры, которые Ле Корбюзье собрал в виде книги в 1923 году под названием Vers une Architecture.(К архитектуре). Они объединились в его «Пяти пунктах новой архитектуры», которые в значительной степени подчеркивали принципы дизайна, разделяемые большинством приверженцев международного стиля, распространявшегося по всему континенту в течение десятилетия. 

Их лучше всего иллюстрируют многочисленные загородные виллы, которые Ле Корбюзье построил вокруг Парижа в 1920-х годах, особенно вилла Савойя (1929-31), а также заказы для Центросоюза в Москве, для Советского правительства (1929-33), и швейцарский павильон в Парижском университете (1931 г.). Чтобы подчеркнуть эффективную взаимосвязь между промышленным строительством и повседневной жизнью, Ле Корбюзье использовал свое ныне известное определение, что «дом — это машина для жизни». 

Дом Центросоюза в Москве

В связи с публикацией Vers une Architecture, Ле Корбюзье был инициатором создания группы под названием CIAM, Congres Internationaux d’Architecture Moderne (Международные конгрессы современной архитектуры), в основном состоящей из многочисленных европейских сторонников движения, которые периодически встречались, начиная с 1928 года, для обсуждения новых направлений в архитектуре.

Более интегративный подход можно было увидеть в Баухаузе, государственной школе прикладного искусства, основанной в Веймаре, Германия, в 1919 году Вальтером Гропиусом, который собрал впечатляющую группу модернистских преподавателей, включая Лионеля Фейнингера, Василия Кандинского, Людвига Миса ван дер Роэ, Марсель Брейер, Анни и Йозеф Альберс, Оскар Шлеммер, Ласло Мохоли-Надь , Ханнес Мейер и Герберт Байер; среди приглашенных инструкторов были Эль Лисицкий и Тео ван Дусбург. 

История и концепция школы Bauhaus

Гропиус поощрял архитектуру как часть более крупного проекта реформы промышленных искусств и ремесел и даже исполнительских искусств, таких как театр (фактически, архитектура как особая дисциплина не преподавалась в Баухаузе до 1927 года, последнего года Гропиуса в качестве директора). Новое здание, спроектированное Гропиусом для школы в Дессау, построенное в 1925–1926 годах, представляет собой обобщение принципов архитектуры международного стиля, которые развивались в Германии в течение десятилетия.

Ключевым событием в истории International Style стала выставка жилья, организованная в Штутгарте, Германия, в 1927 году. Теперь известная как Weissenhofseidlung из-за своего расположения за пределами центра города и организованная Людвигом Мис ван дер Роэ, выставка, состояла из 21 здания 17 различных архитекторов со всей Европы, якобы как демонстрация интернационального стиля в качестве прототипов для квартир и домов, когда надлежащее жилье было особенно дефицитным. 

Выставка домов Weissenhofseidlung в 1927 году

Хотя все построенные дома оказались далеко за пределами бюджета любой семьи рабочего класса, огромные толпы, привлеченные экспозицией, во многом способствовали продвижению интернационального стиля. И наоборот, было много тех, кто выступал против этого, а после прихода к власти в 1930-х годах нацистов, они называли жилища образцами «дегенеративной» архитектуры.

Раннее распространение в США

Начиная с конца 1920-х годов, интернациональный стиль нашел восприимчивую аудиторию по другую сторону Атлантики. Австрийские архитекторы Ричард Нойтра и Р. М. Шиндлер отправились в Соединенные Штаты в 1910-х годах, сначала найдя работу у Фрэнка Ллойда Райта, прежде чем поселиться в южной Калифорнии. Поддерживая тенденции дизайна в Европе, они вскоре стали пионерами международного стиля, поскольку оба были наняты прогрессивным доктором Филипом Ловеллом, Шиндлером для дома Ловелла в Ньюпорт-Бич в 1926 году и Нейтра для Дома здоровья Ловелла в Лос-Анджелесе. Законченный в 1929 году, массивный особняк на скале, который также был одним из первых зданий, в которых использовался торкрет-бетон. 

Дом здоровья Ловелла в Лос-Анджелесе, 1926 год

Точно так же в Филадельфии, швейцарский архитектор Уильям Лесказ на короткое время заключил партнерство с Джорджем Хоу, где первый спроектировал новую офисную башню для Общества сберегательных фондов Филадельфии (здание PSFS), первого завершенного небоскреба, в котором использовалась новая архитектура. Но таких примеров было немного, так как американцы были очень привязаны к классицизму.

Здание PSFS

Концепция интернационального стиля

Принципы проектирования зданий

Архитектуру международного стиля часто называют «минималистской» из-за тенденции ее приверженцев проектировать здания, лишенные всякого орнамента и сводящиеся к их самым основным структурным элементам. В таких зданиях часто используются большие площади окон и другие элементы, такие как консоли, чтобы максимально устранить различие между внутренним и внешним пространством и приблизить жителей к природе, даже когда они находятся в помещении. 

Использование промышленных материалов массового производства — в основном стали, бетона и стекла — имело решающее значение для создания видов строительства, которые поддерживали бы такую ​​программу проектирования. Кроме того, использование материалов массового производства (а иногда и сборных) потенциально могло быть более эффективным и дешевым в производстве, чем традиционные материалы, изготовленные вручную.

Вилла Савойя (1929-31)

Популярность Ле Корбюзье среди современных архитекторов отчасти объясняется его способностью объяснять и распространять набор принципов движения, которое он назвал «Пять пунктов новой архитектуры» и которое предназначалось для использования в зданиях любого масштаба. В основе «Пяти точек» лежало использование точечно-опорной конструкции из тонких стальных или железобетонных колонн. Это позволило реализовать второй пункт, свободный план, освободив площадь для максимальной гибкости; а также третий пункт — свободный фасад, так как точечные опоры означали отсутствие необходимости в несущих наружных стенах.

Ле Корбюзье предпочитал стирать границу между экстерьером и интерьером, поэтому четвертый пункт его системы подчеркивал использование ленточных окон (или навесной стены), а чтобы подчеркнуть связь здания с природой, терраса на крыше составляла пятый пункт. Эта система лучше всего проиллюстрирована в небольших домах на одну семью Ле Корбюзье, построенных в 1920-х годах.

Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, 1935 год

Кроме того, Ле Корбюзье привлек многих других последователей по обе стороны Атлантики распространением архитектуры Vers une., особенно в Латинской Америке. В Бразилии, например, Лусио Коста и Оскар Нимейер стали одними из его ближайших соратников: Коста пригласил Ле Корбюзье в Рио-де-Жанейро в 1935 году для надзора за дизайном новых офисов Министерства образования и здравоохранения, небоскреба, демонстрирующего Five Points так же четко, как и любое из крупнейших произведений Ле Корбюзье, построенных до 1945 года.

Политические аспекты интернационального стиля

С самого начала интернациональный стиль часто ассоциировался с политическими движениями, особенно с социалистическими и коммунистическими идеями и режимами. Его революционный характер в годы после Первой мировой войны и представление о том, что архитектура должна быть преобразующей в служении обществу и повышении благосостояния рабочего класса, вызвали точки соприкосновения между ее сторонниками и политическими левыми. 

Проекты русских конструктивистов представляют собой одни из самых ранних примеров, но вскоре за ними последовали и другие: первоначальный манифест Баухауса включал в себя гравюру на дереве Лайонела Фейнингера на фронтисписе под названием «Собор социализма» (1919), а одним из образцов мастерских школы были коллективные средневековые ремесленные цеха. 

Многие преподаватели Баухауза были поддержаны Социал-демократической партией Германии, а различные шаги школы и ее возможное закрытие были вызваны политическим антагонизмом правых. Многие современные архитекторы уехали в Советский Союз в 1920-х и начале 1930-х годов, чтобы помочь в строительстве новых советских учреждений и промышленных городов (и бежать от нацистов), пока Иосиф Сталин не выгнал иностранцев из России в 1936 году и не начал продвигать тяжелый классицизм под названием соцреализм. К концу 1930-х годов Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Людвиг Мис ван дер Роэ и множество других лидеров интернационального стиля переехали в Соединенные Штаты, спасаясь от преследований.

Павильон Марчелло Пьячентини для Парижской всемирной выставки 1937 г.

С другой стороны, привлекательность интернационального стиля побудила многих итальянских рационалистов, таких как Джузеппе Терраньи, искать благословения Муссолини, чтобы принять его в качестве официальной архитектуры итальянского фашизма, хотя этого так и не произошло. Casa del Fascio Терраньи в Комо, Италия (1934 г.) и итальянский павильон Марчелло Пьячентини для Парижской всемирной выставки 1937 г. (официально Exposition Internationale des Arts et Techniques) являются одними из лучших примеров попытки приравнять фашизм к интернациональному стилю.

Здание Casa del Fascio в Комо

Самого Ле Корбюзье по-прежнему трудно определить с политической точки зрения. При поддержке французских промышленников, таких как автомобильная компания Voisin, и своей вере в тейлористскую и фордистскую системы массового производства потребительских товаров, Ле Корбюзье особенно заинтересовался широкомасштабным принятием архитектуры международного стиля после Второй мировой войны.

Он предлагал строить целые города, используя принципы строительства, изложенные в его пяти пунктах, в различных схемах на протяжении 1920-х годов. В первом из них, «Современный город для трех миллионов жителей» (1922 г.), Ле Корбюзье представил себе мегаполис, закрепленный сетью крестообразных планировок, небоскребов с навесными стенами, жилыми офисными помещениями и жилыми домами, расположенными в парковой среде, пересекаемой крест-накрест и сетью широких проспектов. 

План Voisin для Парижа

Малоэтажные многоквартирные дома, расположенные под прямым углом друг к другу, змеились по периметру высотного ядра. В самом центре массивный многоэтажный транспортный узел одновременно служил транспортной развязкой, железнодорожной станцией и взлетно-посадочной полосой аэропорта. Ле Корбюзье продолжал совершенствовать эти городские схемы, некоторые из которых были чисто теоретическими, а некоторые были разработаны для реконфигурации конкретных городов, в первую очередь его План Voisin для Парижа, представленный на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года, а пятью годами позже в его книге Лучезарный город (1930). 

В конце 1920-х годов Ле Корбюзье посетил Советский Союз и получил заказ на строительство Центросоюза в Москве, заигрывая с коммунизмом на протяжении 1930-х годов, особенно после биржевого краха 1929 года. Когда в 1940 году во Франции к власти пришел режим Виши, Ле Корбюзье предложил свои услуги пронацистскому правительству маршала Филиппа Петена, а также грандиозные планы реконструкции Алжира, но получил отказ. Удивительно, но эта попытка сотрудничества, казалось, не испортила его репутацию среди дизайнеров и критиков в послевоенную эпоху, когда он в основном держался подальше от политики.

Название новой архитектуры

По мере развития 1920-х годов интернациональный стиль оставался известным среди своих основателей в Европе под разными названиями, включая функционализм, Neue Sachlichkeit (или новая объективность), De Stijl (в Нидерландах, где архитекторы были тесно связаны с художниками в рамках одного и того же движения) и рационализм (как он был известен в Италии из-за честного раскрытия структуры и пространства). 

В 1932 году, после долгих путешествий по Европе, молодые искусствоведы Генри-Рассел Хичкок и Филип Джонсон курировали выставку в новом Музее современного искусства в Нью-Йорке под названием «Современная архитектура — международная выставка », впоследствии выпустив книгу под названием «Международный стиль: архитектура»1922 г. В котором новая архитектура описывалась как отдельное движение в современном дизайне. В нем участвовали многие ключевые фигуры движения во Франции, Нидерландах, Чехословакии, Германии, Финляндии и США. 

Хичкок и Джонсон описали интернациональный стиль чисто в формальных терминах: объем, а не масса, исключение прикладного орнамента и упор на баланс, а не на симметрию, мало говоря о обычном использовании промышленных материалов или социальных последствиях этого направления модернизма. Возможно, в результате «Интернациональный стиль» никогда не сталкивался с вопросами относительно его потенциального левого политического содержания в послевоенной Америке. Выставка отправилась в шестилетнее турне после шестинедельного показа в MoMA, первой передвижной выставке архитектуры в США, и книга дала международному стилю его ныне общепринятое название.

После интернационального стиля

«Неофициальная» американская архитектура

Во время Второй мировой войны многие из основателей международного стиля нашли новую жизнь в американских учреждениях: Гропиус и Брейер в Гарварде и Мис в Иллинойском технологическом институте в Чикаго, где они обучали новое поколение американцев принципам международного стиля. Их собственная практика также вскоре расширилась в условиях беспрецедентного экономического роста в Соединенных Штатах. 

Людвиг Мис ван де Роэ

Мис, например, был занят не только планированием и строительством кампуса IIT до 1956 года, но и получил важные заказы на строительство дома Фарнсворта в Плано, штат Иллинойс (1945-51 гг.), апартаментов на Лейк-Шор-Драйв в Чикаго (1949-51 гг.), здание Сиграм в Нью-Йорке (1954-58) и развитие парка Лафайет в Детройте (1956-63). Его высокая репутация вдохновила многих эмуляторов, особенно в дизайне небоскребов: Skidmore.

Лишенный в послевоенной Америке своих в основном левых коннотаций, интернациональный стиль стал идеальным архитектурным словарем для новой потребительской культуры, ориентированной на автомобили. Его большие стеклянные просторы и зависимость от промышленного строительства сделали его идеальным движением для минималистских павильонов придорожных предприятий, включая заправочные станции и рестораны быстрого питания, которые вскоре заполнили пригороды и новые автомагистрали между штатами. 

Дом Фарнсворта в Плано

Его способность дешево и быстро возводиться с использованием методов массового производства сделала его предпочтительным способом проектирования для новых институциональных структур, например, в расширяющихся кампусах американских колледжей, которым необходимо разместить растущее количество студентов благодаря закону о военнослужащих. 

Глобальное расширение

Еще до Второй мировой войны международный стиль нашел сочувствующих дизайнеров в Латинской Америке. В 1935 году Ле Корбюзье пригласили руководить группой бразильских архитекторов во главе с Лусио Костой над проектом нового Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, которое принесло новое движение в Бразилию. Коста и его ученик Оскар Нимейер продолжали экспериментировать с интернациональным стилем в течение следующих десятилетий, в конечном итоге сотрудничая между 1956 и 1960 годами над планами Бразилиа, новой столицы страны, построенной полностью с чистого листа с использованием огромных городских масштабов автомобильного транспорта, подобного ранние схемы Ле Корбюзье 1920-х гг. 

Комплекс в Бразилии, Оскара Нимейера

После 1950 года Ле Корбюзье в значительной степени избегал политики высокого уровня, сосредоточившись вместо этого на отдельных клиентах. Beton brut, предшественника брутализма, который он использовал в таких сооружениях, как его новаторский жилой квартал под названием Unite d’Habitation в Марселе (1947–1952 гг.) и знаменитая часовня Нотр-Дам-дю-О в Роншане, Франция (1950–1952 гг.). 55), но также привёз в Индию в своей работе по новому проектированию столицы провинции Чандигарх (1951-61). 

Ле Корбюзье в Индии, 1955 год

Во время своего пребывания там Ле Корбюзье обнаружил, что многие дизайнеры из Южной Азии заинтересовались его работами, Балкришна Доши был одним из самых известных. К концу 1950-х годов интернациональный стиль стал поистине глобальной парадигмой модернизма, эталоном, по которому развивающиеся страны сопоставляли свою архитектуру с достижениями традиционных западных держав.

Квартал Unite d’Habitation в Марселе

Упадок интернационального стиля

Широкому принятию интернационального стиля суждено было вызвать реакцию. Его акцент на призматической форме из стекла и стали, особенно в высоких зданиях, не поддавался вариациям. Вместо этого он создавал пустое однообразие, которое в конечном итоге оказалось бездушным как для проектировщиков, так и для жителей, особенно когда оно широко использовалось в жилье для малоимущих, а также дезориентировало, поскольку оно стирало различия между отдельными зданиями, которые служили географическими ориентирами. 

В 1966 году влиятельная книга архитектора Роберта Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре» высмеивал международный стиль, обращая знаменитое изречение Миса «Меньше значит больше» с шуткой «Меньше скучно». При таком крупномасштабном применении интернациональный стиль не смог активно улучшить условия жизни своих жителей, дискредитировав заявления его основателей о том, что он может активно служить средством социальных и экономических преобразований. Точно так же отказ от человеческого масштаба в пользу изолированных структур, расположенных в парковой среде и доступных в основном автомобильным транспортом, также препятствовал строительству сообществ и кварталов в пользу изоляции целых слоев городского населения внутри башен.

Расцвет интернационального стиля в 1950-х годах также совпал с некоторыми из крупнейших согласованных усилий по всему миру в области городского планирования, процесс, который в значительной степени оказался разрушительным для устоявшихся сообществ, разрушив органически развивающуюся городскую ткань. Ограниченный, часто унылый характер большей части архитектуры международного стиля стал символом упадка, вызванного такими усилиями, которых раньше, возможно, не существовало. 

Здание AT&T в Нью-Йорке

Эти эффекты были классно и тщательно описаны в критической статье Джейн Джейкобс «Смерть и жизнь великих американских городов» (1961), который, наряду с массовой активностью, сумел предотвратить модернистское преобразование нижнего Манхэттена в моде интернационального стиля. Даже его самые ярые сторонники стиля, такие как Филип Джонсон, в конце концов отвернулись от него — свидетельством тому, например, его здание AT&T (теперь Sony) в Нью-Йорке (1978 г.) с линией крыши, напоминающей хайбой Чиппендейла.

Наследие

Международный стиль обычно считается кульминацией модернистской архитектуры, конечным продуктом поиска способа выражения в строительстве, подходящего для 20 столетие, отбросившее формы и украшения прошлого. К 1950-м годам его формальные аспекты стали почти синонимами термина «современная архитектура». Но она способствовала тревожной универсальности, когда слишком часто применялась в качестве панацеи от всех социальных и экономических проблем, обнажая ограниченность архитектуры как подлинной политической и культурной силы. 

Парк Лафайет в Детройте (1956-63)

В поколениях после 1960 года более игривое отношение к историческим стилям, монументальности и традиционным материалам стало определять большую часть постмодернистской архитектуры. В то время как интернациональный стиль по-прежнему оказывает сильное влияние на нынешних архитекторов, немногие сейчас принимают его идеи и эстетику за чистую монету.

Источник: theartstory.org

Комментарии закрыты.