История великолепных мотоциклов MV Agusta

История великолепных мотоциклов MV Agusta

Немногие марки мотоциклов сочетают успех в гонках с сексуальной привлекательностью в выставочных залах, как MV Agusta. Завоевав 38 титулов чемпиона мира Гран-при, итальянский бренд добился наибольшего успеха на треке среди всех европейских производителей и внес свой вклад в подсчет самого титулованного гонщика этого вида спорта, Джакомо Агостини.

С конца 1960-х годов монограмма MV стала синонимом экзотики, украсив танки потрясающе красивых байков, включая 750 SS, F4 750 и F3 800 Serie Oro. Тем не менее, история фирмы берет свое начало немного дальше и обязана своим успехом творчеству ее отцов-основателей, а также двух других увлеченных семей на этом пути.

F3 800 Serie Oro

Остановитесь на минутку и посмотрите на этот логотип, который не изменился с тех пор, как мотоциклетная компания была основана 75 лет назад в феврале 1945 года. Внутри винтика и под надписью вы, возможно, не заметили пару вытянутых крыльев в честь авиастроительной компании. из которого позже и возникнет эта двухколесная красота и успех в гонках.

Пионер полетов, сицилийский граф Джованни Агуста основал свою аэронавтическую фирму в 1923 году, но умер через несколько лет в возрасте 48 лет, оставив бизнес своей вдове Джузеппине и четырем сыновьям: Доменико, Винченцо, Марио и Коррадо. В конце Второй мировой войны экономика Италии рухнула, а послевоенные договоры также запретили стране производить самолеты, а это означало, что компании нужно было быстро что то придумать, чтобы выжить.

Военные и коммерческие вертолеты по-прежнему производятся под названием Agusta, той же компании, которую граф Джованни Агуста основал в 1923 году. В 2000 году Agusta объединилась с Westland и образовала AgustaWestland. Agusta разработала первый в Европе военный ударный вертолет под названием A129 Mangusta.

A129 Mangusta

В 1943 году Доменико переключил внимание фирмы с самолетов на дешевый транспорт и начал проектировать базовый двухтактный мотоцикл с тремя редукторами объемом 98 куб. монограмма для нового названия компании Meccanica Verghera: «Механика Вергеры», региона в Ломбардии, где располагалась фабрика.

Успех пришел быстро — как в автосалоне, так и на ходу. Проблемы с авторскими правами с Piaggio, у которого была собственная линейка Vespa, привели к тому, что Vespa 98 пошла в массовое производство как MV98, и ее популярность росла с той же скоростью, что и новообретенная страсть братьев Агуста к соревнованиям.

Первый мотоцикл MV Agusta — MV 98

В связи с тем, что серии гонок для велосипедов малой вместимости быстро появлялись по всей Италии, MV одержала свою первую победу в 1946 году в местных испытаниях, что привело к созданию специальной гоночной версии MV98 позже в том же году. В следующем году модельный ряд MV98 расширился и включил три варианта — Lusso (люкс), Normale и Sport, а также двухтактный 125-кубовый и четырехтактный 250-кубовый одноместный байк, демонстрирующие решимость и драйв молодой компании.

Не все проекты были успешными: двухтактный боксерский двигатель объемом 500 куб. см и двухтактный одноместный объемом 175 куб. см, разработанные в 1949 году, потерпели неудачу, но MV определенно не побоялась исследовать новые возможности и в том же году построила скутер, а затем прототип двухместного небольшого автомобиля и даже судно на воздушной подушке!


MV Agusta 250 Turismo (1947-50)

Вскоре MV расширила свой ассортимент гоночных мотоциклов, и очень скоро они стали участвовать в гонках в классах 125, 250, 350 и 500 GP с такими гонщиками, как Карло Уббиали, Тарквинио Провини, Джон Сёртиз, Гэри Хокинг, Майк Хейлвуд и Джакомо Агостини. В то время MV полностью доминировали в гонках GP.

Фактически, MV были настолько успешными, что в период с 1958 по 1960 год фирма три года подряд выигрывала все классы чемпионата GP! Но за этим скрывались серьезные проблемы, а в итальянской мотоциклетной индустрии царила суматоха, и дорожный ассортимент MV оставался ограничен, все изменилось в 1967 году.

В 1967 году MV выпустила свой первый рядный четырехцилиндровый четырехтактный двигатель — MV 600. Хотя он продавался как туристический (у него даже был привод вала) , MV не постеснялись заявить, что его технология основана на байках 500GP.

Вскоре модельный ряд расширился до 750 куб. см с запуском в 1970 году моделей Sport и Super Sport и, наконец, 800 куб. Тем не менее, несмотря на все усилия компании, четырехцилиндровые мотоциклы так и не стали популярными, и когда в 1971 году умер граф Доменико Агуста, фирма потеряла направление, и к 1980 году, ненадолго находясь в собственности государственной финансовой компании EFIM, MV прекратила производство и закрыла двери своей фабрики.


MV Agusta 750 S 1974 года

В 1992 году Клаудио Кастильони купил права на использование имени MV Agusta и добавил его в свое портфолио, в которое в то время также входили Cagiva, Morini, Husqvarna и Ducati. За кулисами Кастильони вложил огромные средства в исследования и разработки и даже пригласил уважаемого дизайнера Ducati 916 Массимо Тамбурини для создания новой модели, результат которой был представлен в 1997 году на Миланском мотоциклетном салоне.

Когда MV снял крышку с F4, мир мотоциклов остановился, и челюсти отвисли. Тамбурини сделал это снова, и с рядным четырехцилиндровым двигателем, разработанным с помощью Ferrari, F4 обещал многое. К сожалению, несмотря на его великолепный внешний вид, класс литровых байков взял верх, и 750-кубовый F4 остался недостаточно мощным по сравнению с ними.

MV Agusta F4 750

В ответ MV расширила свой модельный ряд в 2003 году, выпустив «голый» Brutale, и выпустив в 2004 году литровый байк F4 , но из-за нехватки финансов и высоких долгов компании потребовались новые инвестиции.

В декабре 2004 года контрольный пакет акций компании MV Agusta был продан малазийской компании Proton за 70 миллионов евро, однако всего через год она вернулась в собственность Италии, когда Proton ушел.

Brutale 2003 года

Затем, в 2008 году, Harley-Davidson выкупила компанию также за 70 миллионов евро, после чего история повторилась: менее чем через два года они также продали ее обратно Клаудио Кастильони за нераскрытую сумму. К счастью, во время их владения в Америке команда разработчиков MV получила деньги на разработку совершенно нового двигателя.

Встроенный тройной F3 был выпущен в 2012 году, через год после смерти Клаудио Кастильони, и во главе с его сыном Джованни, MV вложила значительные средства в новый модельный ряд с Brutale, Rivale, Turismo Veloce, Stradale и Dragster, вскоре после этого использовав 675cc и 800cc версии тройки.

MV Agusta Turismo Veloce 2021.

Компания MV начала расти, привлекая внимание Mercedes-AMG, который купил 25% акций в 2014 году. Но все было не так хорошо, и в 2016 году компания столкнулась с финансовыми проблемами, потребовав рефинансирования от Black Ocean Group, чтобы остаться на плаву, а затем инвестиций со стороны КомСтар Инвест в 2017 году, оба принадлежали российской семье Сардаровых.

За несколько лет до того, как Джованни сменили на посту генерального директора MV, он стал президентом MV, в 2019 году компания была полностью выкуплена семьей Сардаровых.

Тимур Сардаров

Компанию возглавил генеральный директор Тимур Сардаров, MV Agusta смотрит в будущее с новым рядным четырехцилиндровым двигателем 1000cc в Brutale RR Serie Oro и большей мощности в 930cc, они ждут своего часа вместе с совершенно новым супербайком F4 и мотоциклом с объемом двигателя 350 куб. см, ориентированный на быстрорастущий азиатский рынок.

Фирма даже впервые за 42 года выступила в гонках GP в 2019 году с командой Moto2, получившей поддержку MV, завершив сезон на 19-м и 22-м местах в общем зачете. С учетом планов по производству 25 000 мотоциклов в год и 20 новых моделей в течение следующих пяти лет, одно можно сказать наверняка: какое бы будущее ни ждало MV Agusta, на него стоит посмотреть.

MV Agusta Superveloce Ago на EICMA 2021.
Делитесь с друзьями: