Знаменитые проекты архитектора Ээро Сааринена

Знаменитые проекты архитектора Ээро Сааринена

Ээро Сааринен родился 20 августа 1910 в Киркконумми, Финляндия. Он американец финского происхождения, архитектор , который был одним из лидеров тенденции к исследованиям и экспериментам в американском архитектурном дизайне в 1950-х годах.

Ээро был сыном известного архитектора Элиэля Сааринена и Лохи Гезеллиус, текстильного дизайнера и скульптора. Семья Сааринен из четырех человек, включая сестру Еву-Лизу, переехала в Соединенные Штаты в 1923 году, где они поселились сначала в Эванстоне, штат Иллинойс, а затем в Анн-Арборе, штат Мичиган. В 1929 году Ээро изучал скульптуру в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже, но, как он рассказывал годы спустя, «мне никогда не приходило в голову делать что-либо, кроме как идти по стопам отца». 

Ээро Сааринен

Между 1931 и 1934 годами он изучал архитектуру в Йельском университете, где учебная программа не была затронута современными теориями. Архитектура его отца в Финляндии была сосредоточена на свободной адаптации средневековых скандинавских форм, а в США с 1925 по 1941 год он проектировал различные здания частных школ, в том числе Академия искусств Крэнбрука в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, он придерживался этого свободного романтического стиля. В Йельском университете молодой Сааринен получил стипендию для путешествий, что сделало возможным неторопливое посещение Европы в 1934–1935 годах. Он остался еще на год в Хельсинки, работая с архитектором Ярлом Эклундом.

Терминал авиакомпании TWA

Профессиональная деятельность Ээро Сааринена в Соединенных Штатах началась в 1936 году с исследований жилищного строительства и городского планирования в Институте исследований и планирования Флинта, штат Мичиган. Он присоединился к практике своего отца в Блумфилд-Хиллз в 1938 году, а год спустя их совместный проект — спокойный, но монументальный — для торгового центра в Вашингтоне, округ Колумбия , получил первый приз в конкурсе Галереи искусств Смитсоновского института. К сожалению, проект так и не был реализован.

Сааринен женился на скульпторе Лилиан Суонн в 1939 году, и у них родилось двое детей, Эрик и Сьюзен. Этот брак закончился разводом в 1953 году, а в следующем году Сааринен снова женился на искусствоведе Алине Бернштейн Лухейм. Позже в том же году родился сын Имс.

Проектирование Gateway Arch

В 1940 году Ээро и его отец разработали проект школы Crow Island в Виннетке , штат Иллинойс, которая представляла собой одноэтажную структуру, значительно расширенную в плане и подходящую для детей начальных классов. В том же 1940 году он стал натурализованным гражданином США. В 1945 году Ээро присоединился к партнерству с Элиэлем Саариненом и Дж. Робертом Ф. Суонсоном, которое было организовано в 1939 году. Это партнерство было распущено в 1947 году, и затем было сформировано новое партнерство Сааринен и партнеры, которое просуществовало до смерти старшего Сааринен.

За 11 лет, которые он пережил своего отца, собственные работы Сааринена включали в себя серию совершенно разных рисунков, которые демонстрировали более богатый и разнообразный словарный запас. Ставя под сомнение предпосылки ранней современной архитектуры, он представил скульптурные формы, которые были богаты архитектурным характером и визуальной драмой, неизвестной в прежние годы. Впечатляющие результаты приветствовали многие, кому наскучило единообразие и строгость Международного стиля современной архитектуры.

Дизайн мебели

Как и многие современные архитекторы, Сааринен бросал вызов дизайну мебели, особенно стул, который представляет эстетические и структурные проблемы, которые особенно трудно решить. В 1941 году он и дизайнер-архитектор Чарльз Имс получил национальную мебельную премию за дизайн стула из формованной фанеры. В 1948 году Сааринен создал кресло, похожее на матку, с использованием оболочки из стекловолокна, обитой поролоном и тканью.

Его последние проекты мебели включали серию стульев и столов на пьедестале (1957), в которых скульптурная алюминиевая основа сочеталась с пластиковыми корпусами для стульев и дисками из мрамора или пластика для столешниц. Криволинейные формы его мебели соответствовали его растущему интересу к скульптурным архитектурным формам.

Наследие

Как человек, Сааринен внешне был коренастым, спокойным человеком с неформальными манерами и озорным юмором, но в глубине души он очень серьезно относился к архитектуре и, казалось, навязчиво соперничал со своими последними проектами. Его желание, чтобы здание было выразительным, открыло новые горизонты для современной архитектуры. Он был исследовательским в своем мышлении и стремился к исследованиям на всех уровнях. Его здания были созданы с особой тщательностью, от первоначального анализа проблемы клиента до окончательного исполнения, и были сочувственно встречены как широкой публикой, так и его коллегами-архитекторами.

Сааринен умер от опухоли головного мозга в 1961 году в возрасте 51 года, оставив своим коллегам множество проектов. Всегда погруженный в архитектуру, у него не было других реальных интересов. Он никогда не писал книг и лишь изредка комментировал свои здания и архитектурную философию. Однако он в значительной степени инициировал тенденцию к исследованиям и экспериментам в дизайне — тенденцию, которая отошла от доктринерских прямоугольных призм, характерных для ранней фазы современной архитектуры.

15 знаковых проектов Сааринена

Мюзик-холл Кляйнханс (1940)

Этот мюзик-холл в Буффало, Нью-Йорк, был проектом отца и сына Сааринен, созданным совместно с местными архитекторами Ф.Дж. и В.А. Киддом. Здание спроектировано так, как будто это корпус струнного инструмента, с отличной акустикой, а фасад напоминает паркет.

Конференц-центр Irwin (1954)

Прозрачный дизайн Irwin Conference Center в Колумбусе, Индиана, придавал чувство доверия — почти до степени игривости этому финансовому учреждению Среднего Запада. Считающееся одним из самых изысканных коммерческих зданий Сааринена, здание было признано Национальным историческим памятником в 2000 году.

Часовня Массачусетского технологического института (1955)

В этой часовне, построенной по заказу Массачусетского технологического института Саариненом в Кембридже, Массачусетс, нет окон, только идеально круглое окно в крыше прямо над алтарем. Металлическая скульптура свисает с окна, отражая интенсивный свет в закрытый кирпичный цилиндр. Часовня, предназначенная для обслуживания всех конфессий, представляет собой интенсивно сфокусированное и праздничное место поклонения.

Технический центр General Motors (1956)

Задолго до того, как в Силиконовой долине разрослись офисы, Сааринен стал пионером в создании технического кампуса в своем Техническом центре General Motors — центре инженерных усилий автомобильной компании в Уоррене, Мичиган. Сам президент Эйзенхауэр произнес торжественное посвящение на церемонии открытия здания в 1956 году, назвав центр «новым приключением для приграничных жителей». Модернизм космической эры Сааринена отражает технологические инновации той эпохи.

Дом и сад Миллера (1957)

Этот дом из стекла и стали, пожалуй, самый ценный жилой проект Сааринена. Дом представляет собой модернизм в его величественном пике. Дом расположен в городе Колумбус, Индиана.

Военный мемориальный центр округа Милуоки (1957)

Военный мемориальный центр округа Милуоки, напоминающий раскопанный бункер бруталистов, выходит на озеро Мичиган. Структура иллюстрирует широкий выразительный архитектурный диапазон Сааринена.

Каток Дэвида С. Ингаллса (1958)

Каток Ingalls, где находится хоккейный клуб Yale Hockey, наиболее узнаваем благодаря своей огромной изогнутой крыше. Хоккеисты проносятся под чем-то вроде скелета величественного кита, загадочного и круглого. Здание завершено тем, что может быть гарпуном, торчащим прямо над главным входом, находится в Нью-Хейвен, Коннектикут.

Посольство США в Лондоне (1960)

Вдохновленный Дворцом дожей в Венеции, это было первое здание в Англии, построенное специально для посольства. Передавая внушительную силу, он имеет смелый геометрический каменный фасад и увенчан грозным золотым орлом. Здание недавно было продано Суверенному фонду благосостояния Катара, а новое посольство США в настоящее время строится за Темзой.

Комплекс Bell Labs Holmdel (1962)

Огромный корпоративный исследовательский центр, этот проект для Bell Telephone заставил Сааринен задуматься о свете и отражении. Идеальное расположение монолитной стеклянной конструкции между двумя прудами в Нью-Джерси, придает ей вид НЛО, приземлившегося на воду.

Терминал TWA (1962)

Этот терминал имени Джона Кеннеди был одним из нескольких проектов Сааринена в Нью-Йорке, завершенных после его смерти в 1961 году. Этот opus magnum принял форму компактной птицы, олицетворяя чувство фантастики и научной фантастики 60-х. Однако требуя более высокого класса, терминал был построен для удовлетворения потребностей формирующейся элиты мегаполиса. Даже самые утилитарные его части — табло прибытия и отправления, билетная касса, зона ожидания — были спроектированы так, чтобы имитировать роскошный мостик космического корабля.

Вашингтонский международный аэропорт им. Даллеса (1962)

Модернистский взгляд на сказочную классическую колоннаду, Вашингтонский международный аэропорт им. Даллеса для многих является воротами в Вашингтон, округ Колумбия. Сааринен не только создал элегантный и драматический силуэт в этом масштабном общественном проекте, но и разработал новую планировку, которая повлияла на будущие проекты аэропортов. От посадки до взлета Сааринен работал в Даллесе, помогая формировать десятилетиями ритуал авиаперелетов.

Северная христианская церковь (1964)

Северная христианская церковь в Колумбусе, Индиана, состоящая из простого шестиугольника и массивного шпиля, увенчанного крошечным золотым крестом, является театральным выражением воображаемого Саариненом пересечения небес и земли. Как и многие другие работы Сааринена, церковь имеет удивительно простую форму, но обогащена смелым выбором конфигурации и масштаба.

Линкольн-центр (1965)

Сааринен присоединился к группе знаменитых архитекторов, включая Пьетро Беллуски, Гордона Баншафта и Филипа Джонсона, для проектирования комплекса Линкольн-центра, при этом Сааринен работал над двумя: Театром Вивиан Бомонт (на фото) и Библиотекой и Музеем исполнительских искусств. Впечатляющие названия, связанные с проектом, придали культурному центру высокий статус на Манхэттене 20-го века.

Здание CBS (1965)

Набег Сааринена на небоскребы оказался тяжелым и мрачным. Эта блочная форма поразила сердце современного офисного архетипа в Нью-Йорке.

Ворота Запада (1965)

Сегодня Gateway Arch в Сент-Луисе является одной из самых узнаваемых достопримечательностей в США. Сааринен усовершенствовал точные размеры этой конусообразной и плоской контактной сети, чтобы создать культовую форму. Построенная на берегу реки Миссисипи, в отправной точке экспедиций Льюиса и Кларка, арка стоит как памятник расширению страны на запад.

Источники: britannica.com, architecturaldigest.com.

Комментарии закрыты.