История футуристической серии Mazda MX: от MX-81 до MX-30

История футуристической серии Mazda MX: от MX-81 до MX-30

Mazda MX-81 дебютировала 40 лет назад на Токийском автосалоне 1981 года, где с гордостью демонстрировалось футуристическое клиновидное купе, разработанное Марком Дешамом для туринского производителя кузовов Bertone. Это будет первая из длинной линейки моделей с культовым значком MX.

Компания Bertone использовала ходовую часть Mazda 323 для создания концепт-кара Mazda MX-81 Aria — футуристического клиновидного хетчбэка. На Токийском автосалоне 1981 года автомобиль выделялся среди других своей золотой окраской, огромным остеклением и всплывающими фарами

Что действительно отличало его, так это радикальный интерьер. У него был утопленный квадратный руль, поворачивающиеся передние сиденья и кабина с телевизором. Уникальная концепция определенно воплощала дух модели MX, бросая вызов условностям, что привело к высоко установленным задним фонарям и выдвижным фарам, которые можно было увидеть в будущих серийных автомобилях Mazda в восьмидесятых. 

Обычно после выставки многие прототипы и концепты уничтожаются, но в 2019 году Нобухиро Ямамото, предыдущий руководитель программы MX-5 четвертого поколения и разработчик роторного двигателя, обнаружил MX-81 на складе в штаб-квартире Mazda в Хиросиме.

После его обнаружения автомобиль был отправлен в Mazda Италия, где они приобрели опыт SuperStile в Турине, чтобы точно и кропотливо восстановить автомобиль под руководством Флавио Галлицио. 

После завершения реставрации, были воссозданы пресс-изображения MX-81 перед Миланским собором. Связь между Mazda и итальянским дизайном, отмеченная реставрацией MX-81, на самом деле началась за 20 лет до ее дебюта на Токийском автосалоне 1981 года.

Еще в 1960 году молодой автомобильный писатель Хидеюки Миякава отправился в Италию на автосалон в Турине, где познакомился с главой отдела дизайна Bertone Джорджетто Джуджаро. Там же он познакомился с японско-итальянской переводчицей, которая также увлекалась автомобилями, Марисой Бассано, которая стала его будущей женой.

В 1961 году Мариса приехала в Хиросиму с ознакомительной поездкой, где Хидеюки Миякава встретился с председателем совета директоров Mazda Цунеджи Мацуда, чтобы обсудить важность дизайна в японской автомобильной промышленности.  

Джорджетто Джуджаро, Нуччо и Лили Бертоне на встрече с дизайнерами Mazda

В Турине Хидеюки и Мариса стали выступать в качестве посредников между японскими производителями автомобилей и знаковыми итальянскими дизайнерскими студиями, а именно Bertone, Pininfarina и Ghia.

Партнерство, которое они развивали между Mazda и Bertone, привело к тому, что Джуджаро разработал автомобили Mazda Familia и Luce в 1960-х годах.

Mazda Luce 1966 года

Даже после того, как Джуджаро ушел и перешел работать в Ghia, отношения Mazda с Bertone продолжались. Реставрация Mazda MX-81 Aria 1981 года, разработанная компанией Bertone, является прекрасным символом их партнерства. 

Однако Mazda MX-81 знаменует собой только начало истории значка MX. Он использовался более десятка раз в серийных, концептуальных и даже гоночных автомобилях Mazda. 

Концепт MX-02

Концепт-кар MX-02 1983 года пришел на смену MX-81 и представлял собой большой пятидверный хэтчбек с плоскими стенками, большими окнами, аэродинамическими крышками задних колес и расширяющимися зеркалами заднего вида. Другие отличительные особенности автомобиля включали рулевое управление задними колесами и проекционный дисплей на лобовом стекле.  

Концепт Mazda MX-03

Уникальная тема MX продолжилась дебютом Mazda MX-03 1985 года, еще одним революционно выглядящим концепт-каром. Однако Mazda представила модель с трехроторным двигателем мощностью 315 л.с. Он был разработан исключительно как концепт-кар.

Концепт-купе с низкой посадкой демонстрировал абсолютно футуристический внешний вид, а вместо руля в салоне использовалась штурвал авиационного типа. Он также имел проекционные дисплеи и рулевое управление четырьмя колесами. Длинный низкий корпус MX-03 давал аэродинамический коэффициент Cd всего 0,25. 

Несмотря на то, что MX-02 и MX-03 разделяли несколько футуристических дизайнерских идей, MX-04 действительно отличался от предыдущих концепций MX.

MX-04

MX-04 был представлен на Токийском автосалоне 1987 года и представлял собой переднемоторный заднеприводный спортивный автомобиль со съемными панелями из стекловолокна. Панели имели два разных набора, чтобы стать либо купе со стеклянным куполом, либо открытым родстером в стиле пляжного багги.

Автомобиль-трансформер был оснащен роторным двигателем и не был предназначен для производства. Однако в то время Mazda уже работала над своим знаменитым родстером MX-5, который дебютировал двумя годами позже. 

MX-5

Затем значок MX носили серийные купе MX-3 и MX-6. Эти две модели продолжили успех MX-5 и представляли совершенно разные стили купе. Однако в 1990-х самым радикальным автомобилем со значком MX должна была быть Mazda MXR-01.

MX-3

После победы Mazda 787B с роторным двигателем в гонке «24 часа Ле-Мана» 1991 года FIA объявила о запрете автомобилей с роторным двигателем. Это позволило Mazda в кратчайшие сроки найти новый автомобиль для чемпионата мира по спортивным автомобилям 1992 года.  

Решение их проблемы было найдено в виде прототипа гоночного автомобиля Mazda MXR-01. Автомобиль был основан на Jaguar XJR-14, который использовался в предыдущем сезоне, но после того, как марка отошла от гонок спортивных автомобилей, Mazda смогла скорректировать прототип, разработанный Россом Брауном, и оснастить его двигателем V10 под маркой Mazda.

MXR-01

MXR-01 был известен своим невероятным сцеплением с дорогой и прижимной силой, всего было выпущено пять единиц. К сожалению, в конце 1992 года чемпионат мира по спортивным автомобилям провалился, что положило конец международной программе Mazda в области автоспорта и лишило MXR-01 возможности добиться успеха. 

Значок MX вернется в 21 веке на большем количестве концептуальных автомобилей; на этот раз с концептом MX-Sport Tourer 2001 года. Это был революционный концепт минивэна со стремительным дизайном кузова и дверями свободного стиля. В нем подчеркивается, что минивэны не обязательно должны иметь квадратный или унылый дизайн, что было доказано на примере Mazda 5.

MX-Sport Tourer 2001 года

Mazda MX-Flexa 2004 года была еще более тесно связана с новаторским серийным автомобилем Mazda 5, обладая такими же популярными раздвижными задними дверями. 

Концепт MX-Sport Runabout 2002 года дал представление о грядущем втором поколении Mazda 2, а MX-Sportif 2003 года был концептом, который дал предварительный просмотр будущего хэтчбека Mazda 3 первого поколения. MX-MicroSport был концептом хэтчбека, более ориентированным на США, который дебютировал на автосалоне в Детройте в 2004 году. 

Концепт MX-Sportif 2003 года

Концепция MX, которая особенно способствовала успеху Mazda, — это MX-Crossport 2005 года. Автомобиль был вдохновлен спортивным автомобилем Mazda RX-8 и стал концептом внедорожника с тонкими фарами, скульптурными колесными арками и смелыми плечевыми линиями, которые были прототипом Mazda CX-7. 

MX-Crossport 2005 года

Последний был ключевым автомобилем, который был первым в другой линейке отмеченных наградами внедорожников, которая привела к сегодняшним CX-5, CX-30 и MX-30. 

Спустя 40 лет после его дебюта восстановленная первая в истории модель MX, MX-81 Aria, стоит рядом с Mazda MX-30, автомобилем, открывающим еще одну главу в истории Mazda.

Комментарии закрыты.